Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Культура императорского Рима
| 15.03.2011, 15:29 |
Новым явлением в культурной сфере, начиная с Августа, становится
государственное меценатство. Римская культура утрачивает полисный
(узкоэтнический) и приобретает космополитический характер.
Распространяется новая система ценностей, прежде всего среди городского
населения, основанная на сервилизме, презрении к труду,
потребительстве, стремлении к удовольствиям и увлечении чужеземными
культами. Сельский тип сознания отличается большим консерватизмом: ему
свойственны уважение к труду, верность патриархальной системе отношений
и почитание традиционных римских богов.
Интенсивно развивается градостроительство. Распространяется особый
римский тип городской планировки: город состоит из жилых кварталов,
общественных зданий, площадей (форумов) и производственных зон (на
окраинах); он организуется вокруг двух пересекающихся под прямым углом
центральных проспектов, делящих его на четыре части, обычно
ориентированные по сторонам света; параллельно проспектам тянутся узкие
улицы, разбивающие город на кварталы; вдоль мощеных с тротуарами улиц
проложены водосточные каналы, закрытые сверху плитами; развитая система
водоснабжения включает водопроводы, фонтаны и цистерны для сбора
дождевой воды.
Архитектура остается ведущей сферой римского искусства. Большинство
зданий строится из римского бетона и обожженного кирпича. В храмовой
архитектуре I в. безусловно доминирует псевдопериптер (Квадратный дом в
Ниме). В эпоху Адриана возникает новый тип храма – увенчанная куполом
ротонда (Пантеон); в нем главное внимание обращено не на внешний облик
(большая часть – глухая стена), а на внутреннее пространство, целостное
и богато декорированное, которое освещается через отверстие в центре
купола. При Северах появляется новая форма центрированно-купольного
храма – десятигранник с куполом на высоком барабане (храм Минервы в
Риме). Гражданская архитектура представлена в первую очередь
триумфальными колоннами (38-метровая колонна Траяна) и арками
(однопролетная арка Тита, трехпролетные арки Септимия Севера и
Константина Великого), театрами (театр Марцелла и Колизей, в которых
используется многоярусная аркада), грандиозными акведуками и мостами,
вписанными в окружающий ландшафт (акведук в Сеговии, Гардский мост у
Нима, мост через Тахо), мавзолеями (усыпальница Адриана), общественными
банями (термы Каракаллы, термы Диоклетиана), базиликами (базилика
Максенция). Дворцовая архитектура эволюционирует в направлении
замковой, беря за образец планировку военного лагеря (дворец-крепость
Диоклетиана в Сплите). При строительстве жилых зданий широко
используется перистильная конструкция; новыми элементами являются
застекленный перистиль и мозаичные полы. Для малоимущих возводятся
«высотные» дома (инсулы), достигающие четырех-пяти этажей. Римские
архитекторы I–III вв. продолжают творчески осваивать достижения разных
архитектурных традиций – классической, эллинистической, этрусской:
создатели Колизея соединяют многоярусную аркаду с элементами ордера
(полуколоннами), ведущий зодчий эпохи Адриана Аполлодор Дамасский при
строительстве Форума Траяна применяет вместо сводов и арок колоннады и
балочные перекрытия; мавзолей Адриана воспроизводит модель этрусского
погребального сооружения; в конструкции сплитского дворца Диоклетиана
используется аркада на колоннах. В ряде случаев попытка синтезировать
разные стили приводит к эклектике (храм Венеры и Ромы, вилла Адриана в
Тиволи). С IV в. распространяется христианский тип храма, который
многое заимствует у римской традиции (базилика, круглый храм).
В пластическом искусстве I–III вв. продолжает доминировать
скульптурный портрет. При Августе под влиянием классических образцов
республиканский реализм уступает место некоторой идеализации и
типизации, прежде всего в парадном портрете (статуя Августа из Прима
Порта, Август в образе Юпитера из Кум); мастера стремятся передать
бесстрастность и самообладание модели, ограничивая динамику
пластического изображения. При Флавиях наблюдается поворот к более
индивидуализированной образной характеристике, повышенной динамичности и
экспрессивности (бюсты Вителлия, Веспасиана, Цецилия Юкунда). При
Антонинах всеобщее увлечение греческим искусством приводит к массовому
копированию классических шедевров и попытке воплотить в скульптуре
греческий эстетический идеал; вновь проявляется тенденция к идеализации
(многочисленные статуи Антиноя). В то же время усиливается стремление к
передаче психологического состояния, в первую очередь созерцательности
(Сириянка, Бородатый варвар, Негр). К концу
II в. в портретном искусстве нарастают черты схематизации и манерности
(статуя Коммода в виде Геракла). Последний расцвет римского
реалистического портрета происходит при Северах; правдивость
изображения соединяется с психологической глубиной и драматизацией
(бюст Каракаллы). В III в. обозначаются две тенденции: огрубление образа
(лаконичная моделировка, упрощение пластического языка) и нарастание в
нем внутреннего напряжения (бюсты Максимина Фракийца, Филиппа Араба,
Луциллы). Постепенно одухотворенность моделей приобретает отвлеченный
характер, что приводит к схематизму и условности изображения. Этот
процесс достигает своей кульминации в IV в. как в портрете (бюст
Максимина Дазы), так и в монументальной скульптуре, ставшей ведущим
жанром пластического искусства (колоссы Константина Великого и
Валентиниана I). В скульптурах того времени лицо превращается в
застывшую маску, и только непропорционально большие глаза передают
душевное состояние модели.
В живописи в начале I в. н.э. утверждается третий помпейский
(канделябрный) стиль (небольшие мифологические картины, обрамленные
легким архитектурным декором); возникают новые жанры – пейзаж,
натюрморт, бытовые сцены (Дом Столетней годовщины и Дом Лукреция
Фронтина в Помпеях). Во второй половине I в. он сменяется более
динамичным и экспрессивным четвертым помпейским стилем (Дом Веттиев в
Помпеях). Во II–III вв. стенная живопись начинает постепенно
вытесняться мозаичными изображениями.
Эпоха Августа является «золотым веков» римской литературы. Центрами
литературной жизни становятся кружки Мецената и Мессалы Корвина.
Ведущей сферой словесности остается поэзия. Вергилий (70–19 до н.э.)
вводит в нее буколический жанр (сборник пастушеских стихотворений Буколики), создает дидактическую поэму о земледелии (Георгики) и историко-мифологическую поэму о происхождении римского народа (Энеида).
Гораций (65–8 до н.э.) сочиняет эподы (двустишия), сатиры, оды,
торжественные гимны, сочетая в них лирические мотивы с гражданскими и
отходя тем самым от принципов неотериков; он также разрабатывает теорию
римского классицизма, выдвигая идеал простоты и единства (Искусство поэзии).
С Тибуллом (ок. 55–19 до н.э.), Проперцием (ок. 50–15 до н.э.) и
Овидием (43 до н.э. – 18 н.э.) связан расцвет элегической поэзии. Перу
Овидия, помимо того, принадлежат Метаморфозы (Превращения) – гекзаметрический эпос, в котором излагаются основы греко-римской мифологии, и Фасты,
описывающие элегическим размером все римские ритуалы и празднества.
Крупнейшим прозаиком «золотого века» является историк Тит Ливий (59 до
н.э. – 17 н.э.), автор монументальной Истории Рима от основания Города в 142 книгах (от мифических времен до 9 до н.э.).
В эпоху от Августа до Траяна («серебряный век» римской литературы)
бурно развивается сатирическая поэзия; ее ведущие представители –
Персий Флакк (34–62), Марциал (42–104) и Ювенал (середина I в. – после
127). В творчестве Марциала получает свое классическое оформление
римская эпиграмма. Традиции эпической поэзии продолжают Лукан (39–65),
создатель Фарсалии (война Помпея с Цезарем), Папиний Стаций (ок. 40–96), автор Фиваиды (поход Семерых против Фив) и Ахиллеады (Ахилл у Ликомеда на Скиросе), и Валерий Флакк (вторая половина I в.), написавший Аргонавтику.
Федр (первая половина I в.) вводит в римскую литературу жанр басни.
Крупнейшим драматургом эпохи является Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), в
основном сочинявший паллиаты (Эдип, Медея и др.); современный римский сюжет разрабатывается им только в претексте Октавия;
он создает новый тип героя – сильного и страстного человека,
способного на преступление, становящегося игрушкой в руках неумолимой
судьбы и одержимого мыслью о смерти (самоубийстве). Растет значение
прозы. В середине I в. Петроний (ум. в 66) пишет
сатирико-приключенческий роман Сатирикон в жанре менипповой
сатиры (сочетание прозы и стихов). Историография представлена Веллеем
Патеркулом (род. ок. 20 до н.э.), давшим обзор истории Рима от падения
Трои до правления Тиберия, Курцием Руфом (сер. I в.), автором Истории Александра Великого, и Корнелием Тацитом (55 – ок. 120), прославившимся своими Анналами и Историей; его перу также принадлежат историко-этнографический трактат Германия, надгробная речь О жизни и нравах Юлия Агриколы и Диалог об ораторах.
Ораторская проза переживает упадок (увлечение панегириками и
цветистыми декламациями). Единственным крупным оратором I в. является
Квинтилиан (ок. 35 – ок. 100), внесший своим сочинением Наставление оратору значительный вклад в разработку риторической теории. В эпистолярном жанре работает Плиний Младший
(61/62 – ок. 113), автор сборника стилизованных писем. Научная проза
представлена историко-медицинским трактатом Корнелия Цельса Искусства, географическим опусом Помпония Мелы О строении Земли, грандиозной энциклопедией Плиния Старшего Естественная история и агрономическим сочинением Колумеллы О сельском хозяйстве.
II в. отмечен резким усилением греческого литературного влияния и
расцветом римской литературы на греческом языке, в первую очередь
прозаической. Основные ее жанры – любовный роман (Херей и Каллироя Харитона, Эфесские рассказы Ксенофонта Эфесского, Левкиппа и Клитофон Ахилла Тация), биография (Параллельные жизнеописания Плутарха), сатира (Диалоги Лукиана Самосатского), историография (Анабасис Александра и Индика Арриана, История Рима Аппиана), научная проза (Альмагест, Руководство по географии и Четверокнижие
Клавдия Птолемея, медицинские трактаты Сорана Эфесского и Галена). В
латинской литературе II в. ведущие позиции также занимает проза.
Светоний (ок. 70 – ок. 140) поднимает жанр историко-политической (Жизнь двенадцати цезарей)
и историко-литературной биографии до уровня исторического
исследования. Во второй половине II в. Апулей создает
эротико-авантюрный роман Метаморфозы (или Золотой осел).
Постепенно усиливается архаизирующая тенденция (Фронтон, Авл Геллий),
связанная со стремлением возродить образцы старой римской
(доцицероновской) словесности. В III в. латинская литература приходит в
упадок; в то же время в ней зарождается христианское направление
(Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан). Грекоязычная римская литература
III в. представлена преимущественно любовным романом (Дафнис и Хлоя Лонга, Эфиопика
Гелиодора); видным грекоязычным историком начала III в. является Дион
Кассий (ок. 160–235). В IV в. происходит новый подъем латинской
литературы – как христианской (Арнобий, Лактанций, Амвросий, Иероним,
Августин), так и языческой, лучшие образцы которой – исторический труд
Аммиана Марцеллина (вторая половина IV в.) Деяния (от Нервы до Валента II) и поэтические сочинения Клавдиана (род. ок. 375), прежде всего его мифологический эпос Похищение Прозерпины.
Стремление образованных языческих кругов поддержать древнеримскую
культурную традицию приводит к появлению разнообразных комментариев на
классических римских авторов (комментарии Сервия на Вергилия и др.).
В эпоху Империи активно развивается философия. Ее ведущим
направлением в I – первой половине II в. становится стоицизм (Сенека,
Эпиктет, Марк Аврелий). Согласно стоикам, вселенная порождена и
управляется божественным разумом; законы мироздания человек не в
состоянии изменить, он может лишь жить в согласии с ними, достойно
исполняя свои общественные обязанности и сохраняя бесстрастие по
отношению к внешнему миру, его соблазнам и бедствиям; это позволяет
человеку обрести внутреннюю свободу и счастье. В III–IV вв.
доминирующее положение в римской философии занимают христианство и
неоплатонизм, возникший в результате синтеза платонизма, аристотелизма,
мистического неопифагорейства и восточных религиозных течений.
Основатель неоплатонизма – Аммоний Сакк (175–242), главные
представители – Плотин (ок. 204 – ок. 270), Порфирий (ок. 233 – ок. 300)
и Прокл (412–485). По их убеждению, началом бытия является
божественное единое, из которого возникает духовный, из духовного –
душевный, из душевного – физический мир; цель человека – найти путь к
единому, отрешившись от материального (которое есть зло) через
нравственное очищение (катарсис) и освободив душу от тела через аскезу.
В имперский период высшего расцвета достигает римская юриспруденция –
важнейшая составляющая римской культуры, в значительной мере
определившая ее своеобразие.
|
Категория: Общие лекции | Добавил: SergALaz
|
Просмотров: 2279 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
|
Поиск |
|
|
|