История древнего мира
Четверг
24.08.2017
02:20
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Древний Египет [9]
Общие лекции
Мини-лекции [15]
Мини-лекции
Древняя Индия [3]
Древняя Индия
Древний Китай [3]
История древнего Китая

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории Древнего Востока » Древний Китай

Китай в эпоху Чжоу
29.06.2011, 10:58

По традиции эпоха Чжоу делится на две части – Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII – III вв. до н.э.).
Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоускому правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Территории, захваченные чжоусцами, либо отдавались в управление (го) членам правящего чжоуского дома, либо оставлялись в подчинении прежних правителей, поставленных под надзор "наблюдателей" чжоуского вана. Титул ван был унаследован верховными царями Чжоу от шанцев.
В то время население Китая вместе с землями стало собственностью вана. Он отдал их в наследственное владение родственникам и знати, получившим титулы в зависимости от размеров пожалования. Так возникла связанная с системой землевладения и землепользования иерархия рангов. Рангом определялись покрой одежды, пища и питье, форма жилища, количество рабов и размеры могилы.
На первой ступени стояли чжухоу — родовитые аристократы, получавшие от вана право наследственного владения уделами и одновременно наследственную должность при дворе. Вторую ступень занимали дафу, безземельные аристократы, добывавшие пропитание военной службой. Третья ступень принадлежала служивым — ши. Не имея титула, они занимали низшие чиновничьи и военные должности.
Система распределения налогов гарантировала социальный мир. Ван отдавал приказ о сборе налогов чжухоу, те — дафу; дафу приказывали ши, и те брали налог с простолюдинов. Когда налог достигал вана, тот делился с чжухоу и устраивал пир. Последние угощали дафу, те угощали ши, а ши — шужэнь. Так часть собранных средств возвращалась на каждую ступень иерархии.
Подвластных западному дому Чжоу местных владетелей (чжухоу) традиция исчисляет десятками и сотнями. Чжухоу обладали собственным аппаратом власти, осуществляли административное управление подвластным населением, но на их владения распространялась ванская юрисдикция и уполномоченные вана следили за изъятием части их доходов (особенно зерна) в пользу казны. Судя по эпиграфическим данным, чжоуский ван нередко сменял чжухоу, очевидно рассматривая их как представителей царской административной власти. Для разбора их дел и тяжб и применения к ним карательных мер назначалось специальное должностное лицо. Однако постепенно, с переходом владения по наследству, чжухоу превратились в фактических обладателей высшей территориальной власти на местах.
Земельные пожалования чжоуского вана не были связаны с правом верховной собственности правителя на землю, но являлись реализацией им права государственного суверенитета на территории страны.
Вместе с тем, из собственно царского земельного фонда ван раздавал частным лицам, относившимся к управленческому аппарату, земли, считавшиеся принадлежностью их должностей. Акты о передаче им земельных угодий оформлялись как "дарения". Это не означало, что пожалованная территория становилась их собственностью. Она не считалась выбывшей из царского (государственного, правительского) фонда. Передавались лишь права на доходы с этих земель, а при вступлении на трон нового правителя эти акты должны были возобновляться.
Должностные земли постепенно становились наследственными, но в любом случае их передача требовала формального утверждения ваном. Причем земельные дарения одному лицу могли быть территориально разбросанными.
И с землей (одновременно, но не совместно с ней), и без земли могли дариться "царские люди" — до тысячи и более человек одновременно. Эти подневольные люди, несомненно, использовались в производстве и не обладали собственными средствами производства. Однако далеко не все "царские люди" являлись рабами. В частности, в их числе могли быть и высокопоставленные должностные лица, но все они в глазах современников находились по отношению к вану в одинаково подчиненном положении, а потому не являлись людьми, распоряжавшимися собой по своей воле. Известны факты дарения рабов из осужденных. Этот вид государственного рабства появляется впервые, но сразу получает распространение. Однако основным источником рабства оставался захват военнопленных. Подневольными людьми из военнопленных распоряжался сам ван, распределяя их между участниками военных походов.
Распространение практики земельных пожалований и организация обширных рабовладельческих хозяйств привели к видоизменению целей и задач войны, которые теперь определялись в первую очередь захватом территорий, но затем также и рабочей силы – военнопленных.
Основную массу населения составляли свободные члены территориальных общин вне царского земельного фонда. Общинники были обязаны натуральными поставками и повинностями в пользу государства. Имели место систематические внутриобщинные переделы земли. Длительному сохранению этого обычая способствовало то, что постоянная ирригационная система, при которой эти переделы затруднены, не получила сколько-нибудь большого распространения в полеводстве. Община продолжала оставаться коллективным собственником земли.
Начинают появляться и частные земельные хозяйства, не включавшиеся в общины. Основную рабочую силу таких хозяйств, так же как и царских, составляли работники самых различных категорий и разных наименований, находившиеся на рабском положении или близком к нему, однако не во всех случаях лишенные личностных прав, что было отражением ранней стадии развития рабовладельческого производства.
Об укреплении власти рабовладельцев и развитии частного рабства свидетельствую раскопки могильников этого периода, где вместе с состоятельным хозяином хоронили нескольких (обычно 2-4) его рабов, связанных и насильственно умерщвленных. Поскольку труд рабов стал играть важную роль в производстве, в период Западного Чжоу совершенно прекращаются колоссальные массовые жертвоприношения и погребения рабов из военнопленных.
Западночжоуское раннегосударственное объединение было слишком рыхлым для того, чтобы быть прочным. Постепенно в нем усилилась власть правителей полунезависимых областей и их стремление к независимости. Положение усугублялось начавшимися вторжениями племен с северо-запада и юго-востока. Чжоусцы не смогли противостоять давлению кочевых племен и стали отступать со своих исконных земель в бассейне р. Вэй. Последний царь Западного Чжоу Пин-ван (770-720) перенес свою столицу на восток – в Хэнань. В то же время некоторые ранее зависимые владения превратились в самостоятельные государства. Наступил период Восточного Чжоу.
Этот этап истории Китая - Восточное Чжоу - делится на два периода: "Ле го" ("Множества царств" VIII-VI вв. дон. э.) и "Чжань го" ("Воюющих царств" втор. пол. V-конец III вв. до н.э.)
К началу периода "Ле го" на территории Китая существовало множество разрозненных самостоятельных царств - полторы-две сотни. Эти крохотные города-государства или государства-общины были рассеяны в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ и на Великой Китайской равнине. Все они находились под номинальным религиозным верховенством чжоуского вана.
Восточное Чжоу, превратившееся в небольшое государство, продолжало почитаться как культовый центр Поднебесной. Высший титул царственности, Ван, носили только государи из династии Чжоу. Цари же всех прочих царств «чжоуского мира» признавались «подчиненными правителями». Однако эта иерархия носила формальный характер и практически подобная градация правителей чжоуских царств не существовала уже в первой половине VII в. до н.э.
Важной чертой политической истории периода «Ле го» является политическое и этническое противостояние южных царств среднего и нижнего течения Янцзы северным государствам бассейна Хуанхэ.
В обстановке постоянной междоусобной борьбы царств и натиска окружающих племен отдельные государства Севера и Юга создавали и совместные внешнеполитические союзы и лиги. Сильнейшие из царств постепенно присоединяли к себе обширные территории за счет подчинения более слабых соседей. В том числе постоянно «усекалась» и территория царства Чжоу. Самые могущественные по тому времени государственные образования, правители которых заявляли претензии на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя «гегемонами» — ба, добиваясь утверждения в этом новом державном звании от ванов Чжоу.
Наряду с войнами отдельных царств между собой им приходилось отражать и нападения племен извне. Племенная периферия выступает в древнекитайских источниках под обобщенными наименованиями «варваров» четырех сторон света. В условиях, когда чжоуский ван оказался не в состоянии противостоять вторжению племен, «гегемоны» взяли на себя функцию отпора «варварам».
Междоусобной борьбе царств сопутствовало столкновение политических сил внутри их, которое становилось все ожесточеннее. Начиная с VI в. до н. э. повсюду идет яростная борьба между знатными родами за захват власти в своих царствах; ей противостоят усилия правителей встать над знатными родами (в том числе и своими) и подорвать власть сильнейших аристократических семей, которые почти везде наследственно закрепили за собой важнейшие государственные посты. Стремясь ослабить мощь этой иерархической аристократии, правители царств пытаются опереться на лично преданных им людей из незнатных семей, иногда даже выходцев из рабов, получавших за службу не земельные наделы, а «жалованье» из царских хранилищ в виде довольствия зерном (служившим основным мерилом цен).
Именно руками новой служилой знати (ши) строилось здание будущей цивилизации Китайской империи. Именно эта знать определяла дипломатию и военное искусство, хозяйство и словесность, науку и мораль. Идеологом новой знати стал великий мудрец того смутного времени – Кун-цзы (551-479), известный в Европе под латинизированным именем Конфуций.
Внутриполитическая борьба в царствах завершалась по-разному. В одних она привела к оттеснению знати и возвышению новых людей, целиком зависевших от правителя, в других — к узурпации престола представителем знати или, наконец, к политическому распаду.
Период «Чжань го» – это время бурных военных столкновений, серьёзных исторических перемен. В основе социально-экономических сдвигов данного периода лежало широкое освоение техники обработки железа.
Характерной особенностью экономического развития Китая в этот период является появление специализированных отраслей как в сельском хозяйстве (огородничество, садоводство, разведение тутового шелкопряда), так и в ремесле (ткацкое, металлургическое, кораблестроительное, столярного, лакового, керамического, ювелирного). Благодаря этому, в VIII-III вв. до н.э. происходит быстрое развитие товарно-денежных отношений.
Серьёзные изменения происходят в социальной структуре:
1. Формируется социальный слой купцов, которые начинают играть заметную роль в политической жизни царств. Они заставляют правительство проводить выгодные им реформы: политическую централизацию, пресечение аристократических привилегий знатных семей, административно-территориальное переустройство, изменение системы налогообложения с учетом утверждающихся товарно-денежных, частнособственнических и рабовладельческих отношений.
2.  В сельском хозяйстве основной фигурой по-прежнему оставался полноправный земледелец-общинник, но имущественное расслоение резко усилилось:

  • развитие специализированных отраслей как в сельском хозяйстве, так и в ремесле способствовало росту внутреннего обмена и товарно-денежных отношений, распространяющихся и на сделки с землей;
  • непрерывные войны, которые надолго отрывали от хозяйства 10% мужского населения и отражались на населении усилением повинностей: строительная, гужевая и др.;
  • усиление налогообложения и, прежде всего, поземельного налога.

3. Наследственная аристократия, ранее занимавшая господствующее положение в управлении царств, начинает отступать перед новой имущественной нетитулованной знатью. Должности, ранее переходившие только по наследству, теперь стали раздавать за личные заслуги, а затем их стало возможным покупать.
4. В крупных специализированных хозяйствах стал широко использоваться рабский труд. Это вело к развитию «классического» рабства. В источниках упоминаются частные и государственные рабы. Частных рабов, по-видимому, в основном захватывали во время войн или приобретали в других странах, а затем продавали и перепродавали на специальных рынках в крупных городах. Существовало также долговое рабство, хотя владение такими рабами считалось предосудительным.
Число государственных рабов пополнялось главным образом за счет военнопленных и осужденных. Рабством заменялись разные виды казни.
К IV в. до н. э. проявляется тенденция объединения древнекитайских государств под властью одного правителя:
во-первых, междоусобная рознь ослабляла господствующий класс;
во-вторых, росло сопротивление угнетаемых масс.
В IV в. для этого складываются и определенные предпосылки:

  • развитие товарно-денежных отношений и налаживание постоянных хозяйственных связей между отдельными царствами;
  • консолидация этнической общности древних китайцев, противостояние «Срединных царств» «варварам четырех стран света».

Центром такого объединения стало царство Цинь, самое западное из всех древнекитайских царств.

Категория: Древний Китай | Добавил: SergALaz
Просмотров: 1900 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz