История древнего мира
Среда
24.05.2017
14:43
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Древний Египет [9]
Общие лекции
Мини-лекции [15]
Мини-лекции
Древняя Индия [3]
Древняя Индия
Древний Китай [3]
История древнего Китая

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории Древнего Востока » Мини-лекции

Египет в период Нового царства
29.06.2011, 11:08
Новое царство — наиболее длительный период египетской истории, время наивысшего могущества Египта и в то же время начала его заката. От Нового царства дошли многочисленные памятники: царские хроники (в том числе анналы Тутмоса III и  Рамсеса II); биографические надписи их приближенных и воинов (например, биографическая надпись начальника гребцов Яхмоса); папирусы Харрис и Вильбур —-два наиболее значительных источника, разносторонне отразивших многие существенные стороны социально-экономических отношений; выдающиеся произведения литературы и искусства.
Следует обратить внимание на сдвиги в развитии всех отраслей египетского хозяйства: широкое применение бронзы (начиная с XVIII династии), усовершенствование орудий производства, появление водоподъемных сооружений (шадуф), колесных повозок, начало культивирования многих иноземных культурных растений, дальнейшее развитие внутреннего обмена, начало широких внешних связей. В это время был прорыт канал между восточным рукавом Нила и Красным морем. Совершались регулярные торговые экспедиции.
Происходит дальнейшее развитие рабовладельческих отношений, связанное с завоевательными войнами царей Нового царства. Многочисленны пожалования военнопленных (иногда вместе с землей) храмам и воинам. Впервые большое количество чужеземных рабов участвует в процессе производства (в Древнем и Среднем царствах рабы-чужеземцы использовались в качестве домашних слуг). Положение рабов мало чем отличалось от положения основного слоя египетского трудящегося населения, система эксплуатации которого оставалась той же, что и в Среднем царстве.
Весь период истории Нового царства пронизан борьбой между новой, служилой и старой, потомственной (в том числе и жреческой) знатью. Естественны попытки первых же фараонов XVIII династии уменьшить влияние старой знати, поскольку даже освободительная борьба против гиксосов встретила ее противодействие. Фараоны стремились опереться на средние слои населения, из которых рекрутировалась новая, служилая знать.
В результате освободительной войны против гиксосов в Египте было создано многочисленное войско, хорошо обученное, по-новому оснащенное (у пехотинцев появляется, в частности, дальнобойный сложный лук), возникает новый род войска — колесничное. Фараоны Нового царства начинают захватнические походы в Переднюю Азию и в Нильскую Эфиопию. В течение короткого времени создалась огромная военная империя фараонов XVIII династии, достигшая наивысшего расцвета при Тутмосе III и Аменхотепе III (XVI—XIV вв. до н. э.).
Говоря о религиозной реформе Аменхотепа IV (1372-1354 гг. до н.э.), следует иметь в виду, что это была попытка новой, служилой знати оттеснить потомственную, в том числе жреческую знать от власти. Во главе движения стал сам фараон Аменхотеп IV, но он не пытался, как принято думать, ввести единобожие в Египте — культы старых богов не были отменены. Введение нового культа бога Атона и перераспределение благ в пользу его жречества нанесли удар жречеству и главного фиванского бога Амона-Ра, и провинциальных богов, которое до сих пор получало щедрые субсидии государства. Тем самым ущемлялись интересы и номовой знати, тесно связанной со жречеством. Существующее мнение о провале реформы Аменхотепа IV не совсем верно. Торжество Фив не было полным: они перестали быть единственной столицей государства. Последние цари XVIII династии живут в Мемфисе, на севере же находилась и резиденция царей XIX династии. Боровшиеся группировки пошли на компромисс: новая знать, бывшая основной опорой египетских царей, концентрируется в основном на севере страны, на юге же усиливается влияние фиванского жречества. При сильных царях XIX династии (Сети I, Рамсес II) существует, по-видимому, известное равновесие этих двух общественных сил, которое нарушается в конце династии. Обострение противоречий между севером и югом приводит к общему ослаблению государства, смутам, восстаниям. Смена династий происходит после подавления восстания, возглавлявшегося сирийцем Ирсу. Характер этого восстания не ясен.
История XX династии полна внутренней борьбы между двумя противоборствующими силами — царской и жреческой властью. Постепенно возрастает влияние фиванского жречества цари XX династии возвращаются в Фивы, и власть их постепенно становится номинальной. При Рамсесе XII, последнем царя XX династии, власть на юге Египта сосредоточивается в руках верховного жреца Херихора, но север страны ему не подчинился. Раздираемый внутренними противоречиями, Египет pacпaдается на два государства.
Категория: Мини-лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 613 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz