История древнего мира
Пятница
20.10.2017
04:47
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Развернутые лекции [16]
Мини-лекции [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории древней Греции » Развернутые лекции

Ахейская цивилизация
18.03.2011, 13:47

История ахейской цивилизации также делится на три периода:

  1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв. до н. э.) – господство первобытных отношений, догреческое население.
  2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.) – проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции, в конце периода – разложение родо-племенных отношений.
  3. Позднеэлладский, или микенский период (XVI-XII вв. до н. э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

Создателями ахейской цивилизации были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский п-ов на рубеже III-II тыс. до н. э. Ахейцы частью уничтожили, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей. В этот период наблюдается дальнейший подъем производства, связанный с широким употреблением бронзы и развитием различных ремесел. В XX-XIX вв. страна покрывается густой сетью земледельческих поселков. Постепенно происходит выделение более крупных поселений, становившихся центрами, где обитали правители и знать. Постепенно эти пункты превращались в города, населенные ремесленниками и земледельцами.
К XVII в. здесь завершается процесс образования классового общества и откладывания государственной организации. Как и на Крите, ранние государства возникали первоначально на небольших территориях, вырастая из традиционных локальных племенных объединений. Географические условия Эллады способствовали длительному сохранению независимости даже мелкими племенами и это явилось причиной возникновения множества областей, которыми правили отдельные царские роды. Наиболее быстро росли и крепли города-государства, расположенные на приморских землях, нежели города во внутренних областях.
Особенно сильным и могущественным в XVII-XV вв. стало государство с центром в городе Микены, владевшее очень плодородными землями. Гомер в "Илиаде" называет Микены "златообильными", а микенского царя Агамемнона - самым могущественным из всех ахейских вождей. О истории Микен мы можем судить по археологическим данным, в частности по царским гробницам. Огромные ценности, обнаруженные в могилах, показывают, что микенские цари были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину обремененные добычей. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствуют, во-первых, исключительное обилие оружия в их гробницах, во-вторых, изображение кровавых сцен войны и охоты, которыми были украшены некоторые из вещей, найденных в могилах, а также каменные стелы, стоящие на самих могилах.
По роскоши микенских царских погребений можно судить о глубоком имущественном неравенстве, резко отделявшем царя от простого ахейца: рядовые члены общества хоронили тогда своих покойников в неглубоких грунтовых могилах или в плитовых ящиках, причем инвентарь этих погребений весьма скромен. Интересно, что цари микенской цивилизации в среднеэлладский период больше стремились к накоплению сокровищ, отвечавших их царскому рангу, обращая меньше внимания на создание роскошных дворцов. Царские дома отличались от жилищ землепашцев только внушительными размерами и расположением на неприступной высоте; видимо, проблема безопасности стояла остро.
Временем расцвета микенской цивилизации является XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения охватывает весь Пелопоннес, Центральную Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ, погребений, керамики и т.п. По ним видно, что микенская Греция была процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших и более крупных поселков. Основными центрами микенской культуры были дворцы. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе, в Пилосе (Пелопоннес), в Афинах, Фивах и Орхомене (Центральная Греция), наконец, на севере Греции, в Иолке (Фессалия). Почти все микенские дворцы были укреплены, представляя собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Мощные стены микенских цитаделей, сооруженные из огромных каменных глыб без всякого связующего материала, свидетельствуют о высоком инженерном искусстве ахейских зодчих (греки были уверены, что эти замки построили одноглазые великаны-циклопы). Внутреннее убранство дворцов схоже с дворцами Крита, но отличается четкой и симметричной планировкой.
Экономическая жизнь Эллады в XV-XIII вв. характеризуется быстрым ростом крупных и мелких городов. Ярким образцом столичного города являются Микены. Зажиточные горожане обитали здесь в многокомнатных домах, парадные помещения которых были украшены фресками и обставлены дорогой мебелью. В кладовых находились запасы зерна, вина, оливкового масла, причем некоторые хранилища содержали продукты, приготовленные на продажу.
Крупные размеры царского хозяйства требовали большого количества обслуживающего персонала. Часть из них составляли военнопленные, но возможно, что в обслуживании принимали участие и свободные ахеяне.
Благодаря дешифровке линейного письма Б, которым пользовались ахейцы, ученые смогли воссоздать внутреннюю структуру ахейского государства. Все население ахейского общества можно разделить на 3 класса:

  1. Господствующий класс, представленный военно-жреческой знатью и высшим чиновничеством.
  2. Класс мелких производителей (крестьяне и ремесленники), находившиеся в экономической зависимости от дворца и облагавшиеся трудовыми и натуральными повинностями.
  3. Класс рабов и зависимых лиц.

Основным источником рабства была война. Для обслуживания царского хозяйства рабы группировались в рабочие отряды. Численность отрядов была различной, это зависело от характера работы и пола рабов. Женские рабочие отряды достигали 100 с лишним человек, включая детей. Рабыни выполняли трудоемкие домашние работы – мололи зерно, чесали, пряли и ткали шерсть, носили воду, стирали и т.п. В Пилосском дворцовом хозяйстве общее число женщин и детей во всех рабочих отрядах составляло около 1300 человек. Рабочие отряды из рабов-мужчин встречались в источниках значительно реже и численно были невелики – не более 10 человек в каждом.
Численное преобладание женщин-рабынь, а также то, что труд рабов в основном использовался на домашних работах говорит о том, что рабство носило патриархальный характер, а ахейское общество было раннерабовладельческим.
Во главе дворцового  государства  стоял человек, именуемый ванака, т.е. «господин», «повелитель», «царь». К сожалению, из документов ничего неизвестно о политических функциях и правах ванаки, но среди правящей знати он занимал особое, привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц. В распоряжении его находилась многочисленная челядь. Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимает лавагет, т.е. "воевода" или "военачальник". Как показывает его титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. В круг высшей знати тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванаки, входили жрецы главных храмов государства и высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц. Сюда также входили наместники податных округов, на которые было разбито государство. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну поборов с вверенного ему округа прежде всего в виде золота и бронзы, а также различных видов сельскохозяйственных продуктов. В подчинении у наместников находились управляющие отдельными поселениями, входившими в состав округа – басилеи.
Земледельцы и ремесленники были, судя по всему, политически бесправны и не принимали никакого участия в управлении государством. Ниже чем они, стояли только рабы, занятые на различных работах в дворцовом хозяйстве.
Политическая расчлененность государств микенской цивилизации приводила к многочисленным междоусобным войнам. Греческие легенды полны рассказов об этих столкновениях. Подтверждением тому могут служить и раскопанные археологами мощные оборонительные сооружения вокруг каждого из микенских дворцов.
Но в отдельные моменты ахейские государства, видимо, могли объединяться для совместных военных предприятий. Происходило это потому, что численность сельского населения в это время непрерывно росла, а размер земельного фонда оставался прежним. Грабежи соседей, происходившие очень часто, не могли разрешить вопрос. Выход в XIV-XIII вв. подсказало мореходство ахеян. И прежде всего их внимание привлекло ближайшее побережье Малой Азии. В 1240-1230 гг. до н. э.  ахейцами был предпринят поход на Трою, ярко описанный Гомером в поэме «Илиада».
В походе на Трою принимали участие почти все основные области ахейской Греции - от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге. Предводителем всего войска был избран микенский царь Агамемнон. Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV-XIII вв. многочисленные ахейские поселения появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах Родос и Кипр и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу из рук своих предшественников - минойцев. Сам Крит был еще раньше (в XV в.) колонизован ахейцами и стал главным плацдармом в их продвижении на восток и на юг. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся весьма заметной политической силой в этом районе древнего мира. Возможно, что в составе "народов моря" ахейцы принимали участие и в набегах на Египет.
Но над самой ахейской Грецией уже сгущались тучи. Последние десятилетия XIII в. до н.э. были временем крайне тревожным и неспокойным. Обитатели дворцов жили в атмосфере страха. В Микенах, Тиринфе, Афинах и других местах спешно восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. Воздвигается массивная циклопическая стена на Истме (узкий перешеек, связывающий Среднюю Грецию с Пелопонессом), явно рассчитанная на то, чтобы оградить микенские государства на юге Балканского п-ова от какой-то опасности, надвигающейся с севера. Среди фресок пилосского дворца привлекает внимание одна, созданная незадолго до гибели его. Художник изобразил на ней кровопролитное сражение, в котором участвуют, с одной стороны, ахейские воины в панцирях и характерных рогатых шлемах, с другой - какие-то варвары, одетые в звериные шкуры, с длинными распущенными волосами. По всей видимости это и были те люди, которых так боялись и ненавидели обитатели микенских твердынь, против которых возводили все новые и новые укрепления. Археология показывает, что в непосредственной близости от основных очагов микенской цивилизации, на севере и северо-западе Балканского п-ова, шла совсем иная жизнь, весьма далекая от роскоши и великолепия ахейских дворцов. Здесь обитали племена, стоявшие на низком уровне развития и, очевидно, еще не вышедшие из стадии родо-племенного строя. Об их культуре мы можем судить по грубой лепной керамике и примитивным глиняным идолам в их погребениях. Однако при всей своей отсталости племена Македонии и Эпира были уже знакомы с употреблением металла и их оружие в чисто техническом отношении, по-видимому, не уступало микенскому.
В конце XIII в. племенной мир всего северо-балканского региона в силу каких-то неизвестных нам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен (многими историками отождествляемыми с дорийцами) снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса, а также в Малую Азию. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара пилосский дворец. Серьёзно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этом свидетельствует стремительный упадок ремесла и торговли в районах, наиболее пострадавших от вторжения, а также резкое сокращение численности населения. Таким образом, на рубеже XIII-XII вв. до н. э. микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого она уже не смогла оправиться. Греция вновь возвращается на стадию родо-племенного строя.
Каковы же причины гибели микенской цивилизации?
Во-первых, это непрочность внутренней структуры микенских государств, в основе которой лежала систематическая эксплуатация и угнетение трудового населения немногочисленной дворцовой элитой. Достаточно было одним ударом уничтожить правящую верхушку дворцового государства, чтобы вся эта сложная постройка распалась как карточный домик.
Во-вторых, очевидно, сказались острые внутренние социальные противоречия. Ведь дворцы и связанная с ними дворцовая аристократия выступали главным образом как потребители, а не как организаторы производства. Объясняется это тем, что в Древней Греции не было ни необходимости, ни условий для создания единой ирригационной системы земледелия, нуждающейся в особом аппарате управления.
И, в-третьих, это истощение внутренних людских и материальных ресурсов в результате многолетних междоусобных войн и, возможно, Троянской войны.

Категория: Развернутые лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 2456 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz