Исторические условия формирования спартанского государства.
В Спарте - крупнейшем из дорийских государств Пелопоннеса - сложился один из самых своеобразных вариантов полисного строя, позволивший некоторым авторам объявить Спарту "историческим курьезом", "аномалией", для которой нет и не может быть никаких аналогий в истории не только Греции, но и всего античного мира. Своеобразием своего социального строя и быта Спарта в немалой степени обязана природным условиям.
Историческим ядром спартанского государства была плодородная Лаконская долина на юге Пелопоннеса. С трех сторон эта долина была окружена высокими горами, покрытыми лесами, дикорастущими фруктовыми деревьями и виноградниками. На юге долина терялась в
пространстве малярийных болот, тянувшихся до самого моря. Лаконская
долина была плодородна, богата пастбищами и удобна для посевов, но
невелика по размерам и не имела удобных гаваней. Отрезанность от моря
предрасполагала спартанцев к замкнутости, с одной стороны, и захватническим порывам в отношении их соседей, в особенности плодородной западной долины Мессении - с другой.
Завоевание дорийцами Лаконики продолжалось
около 200 лет и завершилось в конце IX - начале VIII в. до н. э. В
период завоевания дорийцы представляли военно-племенные объединения,
находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Подчинение населения, во много раз превосходившего по своей численности дорийцев, было несовместимо с экономическими основами родоплеменного строя. Для того, чтобы укрепить свое господствующее положение в завоеванных районах, дорийцы вынуждены были приспособить родоплеменные институты к новым отношениям: вся захваченная ими земля стала общей собственностью завоевателей, поскольку в самой общине дорийцев, в местах их прежнего жительства частной собственности на землю еще не существовало. Но тем самым земледельческое население страны было лишено основного средства производства - земли. Общинная собственность на землю стало экономической привилегией завоевателей, и на ней было основано порабощение илотов (так называлось местное население).
Т.о., государство в Спарте образовалось в результате завоевания и в нем удержалось гораздо больше родовых пережитков, чем в каком-либо другом полисе. В сочетании сильной государственности с родовыми учреждениями и заключается главная особенность спартанского строя.
Захваченная дорийцами земля была разделена на наделы (клеры), количество которых было равным числу граждан-мужчин.
При этом лучшие, наиболее плодородные участки были, очевидно,
захвачены представителями родовой знати дорийцев. Так возникли
предпосылки для возникновения социального и имущественного неравенства.
Примерно с середины VIII в. в Спарте, как и во многих других греческих государствах, стал ощущаться острый земельный голод. К этому времени количество земельных участков уже не покрывало нужды спартиатов в земле и илотах, и обедневшие спартиаты выступали с требованиями передела земли. Назревал социальный кризис, который мог стать гибельным для спартиатов, поскольку они находились в этой стране на положении завоевателей и их окружало многочисленное и враждебное население. Возникшая проблема избыточного населения требовала незамедлительного решения, и спартанцы решили её по-своему. Вместо того чтобы, подобно остальным грекам, искать выход из создавшегося положения в колонизации и освоении новых земель за морем, они нашли его в расширении своей территории за счет ближайших соседей.
Начиная со второй половины VIII в. до н. э. спартанцы начали борьбу за захват плодородных земель Мессении, страны соседней с Лаконикой. Цель этого похода хорошо отражена в источниках словами спартанского царя Полидора: "Иду на неразделенные земли". Т.е. целью войны было расширение хозяйственной территории, увеличение производительных сил, а вместе с тем и улучшение имущественного благосостояния спартанцев.
После тяжелой и кровопролитной борьбы, которая получила в литературе название Мессенские войны, спартанцы одержали победу и завоевали Мессению. Часть мессенцев, по всей вероятности верхушка общества, бежала
в Аркадию, большая же часть осталась на месте и была порабощена. В
качестве непосредственных производителей они должны были обрабатывать
землю, собственности на которую они лишились, и отдавать спартанцам ежегодно половину всего урожая. Они были приравнены к уже ранее существующим в Спарте непосредственным производителям, к т.н. илотам, и получили то же наименование.
После подчинения Мессении необходимым условием эксплуатации илотов было создание экономического и правового равенства среди спартиатов. Возросшая не менее чем в два раза численность порабощенной массы основных производителей требовала от спартанцев сплочения всей гражданской общины в единый военный коллектив, способный защитить свои завоевания и обеспечить постоянное господство над покоренным населением. Ученые полагают, что после завоевания Мессении под властью 9 тыс. спартиатов оказалось не менее 200 тыс. рабов-илотов и 32 тыс. периеков!
Естественно, что старые формы государственной организации к новым условиям уже не подходили. Поэтому в Спарте была проведена целая серия реформ, вошедших в историю под именем "законов Ликурга". О жизни и деятельности Ликурга не сохранилось никаких достоверных свидетельств. Не удалось установить с
достаточной точностью и время его реформ. Многие из современных
историков считают его вымышленной личностью. Наиболее вероятно, что "ликургов строй" в окончательном виде сложился не ранее чем к концу VII- началу VI в. до н. э.
В чем суть этих реформ? Во-первых, в Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система землевладения, основанная на строгом соответствии между числом наделов
и числом полноправных граждан. Вся земля была поделена на 9 тыс.
приблизительно одинаковых по своей доходности наделов, которые были
розданы соответствующему числу спартиатов. В дальнейшем правительство Спарты внимательно следило за тем, чтобы величина отдельных наделов оставалась все
время неизменной (их нельзя было, например, дробить при передаче по
наследству), а сами они не могли переходить из рук в руки посредством
дарения, завещания, продажи и т.д. Были поделены и прикрепленные к
земле государственные рабы-илоты из числа покоренных житедей Лаконии и Мессении. Сделано это было с таким расчетом, чтобы на каждый спартанский клер (земельный надел) приходилось по нескольку илотских семей, которые своим трудом обеспечивали всем необходимым самого владельца клера и всю его семью.
Во-вторых, в результате этой реформы спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия свое господство над многотысячной массой илотов. Подневольный труд илотов избавлял спартиатов от необходимости добывать себе пропитание и оставлял им максимум свободного времени для занятий государственными делами и совершенствования в военном искусстве. После завоевания Мессении в Спарте создалась крайне напряженная обстановка: здесь
была нарушена основная заповедь рабовладельческой экономики,
сформулированная впоследствии Платоном: избегать скопления больших масс рабов одного этнического происхождения. Илоты, составлявшие большинство среди трудового населения Спарты, говорили на одном и том же языке и мечтали только о том, как бы сбросить ненавистное иго спартанских
завоевателей. Удержать их в повиновении можно было только с помощью
систематического беспощадного террора. Постоянная угроза илотского мятежа требовала максимальной сплоченности и организованности спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли "законы Ликурга" превратили спартанское государство в военный лагерь, все обитатели которого были подчинены казарменной дисциплине. В гражданскую добродетель Спарты было введено беспрекословное повиновение властям и послушание законам. Вся жизнь спартиатов с момента рождения и до смерти была подчинена неослабному государственному контролю.
В соответствии с принципом "Ликургова
строя" все полноправные граждане Спарты официально именовались
"равными", и это были не пустые слова. В Спарте действовала на
протяжении почти двух столетий целая система мер, направленных
к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и
тем самым приостановить рост имущественного неравенства среди спартиатов. С этой целью была изъята из обращения золотая и серебряная монета. Согласно преданию, Ликург заменил её тяжелыми и неудобными железными оболами. Древние авторы сообщают, что железные деньги Спарты были хрупкими и ломкими, чтобы не было желания копить этот металл.
Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданина. Ими могли заниматься лишь периеки – неполноправное население небольших городков, разбросанных по территории Лаконии и Мессении на некотором удалении от самой Спарты. Практически все пути к накоплению богатства были закрыты перед гражданами этого необыкновенного государства. Впрочем, даже если кому-то из них удалось бы сколотить состояние, воспользоваться им под бдительным надзором спартанской полиции нравов он все равно не смог бы. Все спартиаты независимо от их происхождения и общественного положения - исключения не делалось даже для стоявших во главе государства "царей" - жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую пищу за общим столов в сисситиях, пользовались одинаковой домашней утварью. На производство и потребление самых незначительных предметов роскоши в Спарте был наложен строжайший запрет. Ремесленники из числа периеков изготовляли лишь самую простую и необходимую утварь, орудия труда и оружие для снаряжения спартанской армии. Ввоз же в Спарту чужеземных изделий был категорически запрещен законом.
Само географическое положение Спарты, находившейся в стороне от основных торговых путей того времени, было использовано государством для возможно большей изоляции Спарты от сношений с внешним миром. Плутарх отмечал, что купцы других государств не привозили в Спарту никаких товаров. В этих же целях сохранения внутреннего равенства под угрозой
смерти спартанцам было запрещено по личным нуждам выезжать за пределы
Спарты, а иностранцам посещать Спарту. Даже послы других государств должны были получать предварительно специальное разрешение на въезд в страну.
Спартанскому правительству удалось сплотить граждан перед лицом порабощенных, но постоянно готовых к возмущению илотов. Обладая большим запасом внутренней прочности, "община равных" смогла в дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, какими были, например, великое восстание илотов 464 г. (т.н. III Мессенская война) или Пелопоннеская война 431-404 гг. до н.э. Принесла свои плоды и упорная военная тренировка. Знаменитая спартанская фаланга долгое время не знала себе равных на полях сражений и заслуженно пользовалась славой непобедимой. Спарта сумела еще до начала V в. до н. э. установить свою гегемонию над большей частью Пелопоннеса, а впоследствии попыталась распространить её также и на всю остальную Грецию. Однако великодержавные претензии Спарты опирались лишь на её военную силу. В экономическом и культурном отношении она сильно отставала от других греческих государств. Установление "ликургова строя" резко затормозило развитие спартанской экономики, вернув её вспять, почти на стадию натурального хозяйства гомеровской эпохи. В атмосфере сурового военно-полицейского режима с его доведенным до абсурда культом равенства постепенно захирела, а затем и совсем исчезла яркая и своеобразная культура архаической Спарты. После Тиртея, воспевшего подвиги, совершенные спартанскими воинами во время Мессенских войн, Спарта не дала ни одного значительного поэта, ни одного философа, оратора, ученого. Полный застой в социально-экономической и политической жизни и крайнее духовное оскудение - такой ценой пришлось расплатиться спартанцам за свое господство над илотами. Замкнувшаяся в себе,
отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия,
Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на
территории Греции, надеждой и опорой всех врагов демократии.
Классово-сословная структура.
Пожалуй ни в одном другом древнем государстве социальные различия между различными группами населения не были так четко выражены как в древней Спарте. В немалой степени этому способствовало совпадение классовой и сословной структуры спартанского общества. Выделяют три класса-сословия:
1. Спартиаты - господствующий класс-сословие, обладавший всеми политическими и гражданскими правами. Основу власти и могущества составляла коллективная собственность на землю и илотов - основных непосредственных производителей. Гражданином Спарты мог быть только тот человек, который отвечал четырем основным требованиям государства:
1) Происхождение от родителей граждан.
2) Наличие клера с илотами.
3) Прохождение школы спартанского военного обучения.
4) Полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.
2. Илоты - бесправный класс-сословие, находившийся в рабской зависимости по праву завоевания. Илоты считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам-клерам, которыми владели отдельные спартиаты. От рабов илоты отличались:
1) владели средствами производства, необходимыми для обработки земли, имели свое хозяйство;
2) владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать илотов (право расправы с илотами было предоставлено только государству).
Государством был установлен натуральный оброк - апофора, который илоты выплачивали своим господам; он составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала илотам. Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть каждого клера была отведена под садовые культуры
- оливки, виноград и инжир. Кроме того, илоты занимались и
скотоводством, пася скот на государственных пастбищах, которые были расположены в гористых районах, по соседству с клерами.
Илоты не были вооружены. И хотя часть илотов обычно принимала участие в военных походах спартанцев, они главным образом занимались приготовлением пищи, охраной провианта, постройкой лагерей, а также выносом мертвых и раненых с поля боя. Иногда илотов выставляли в качестве заслона впереди войска, чтобы на них обрушился первый удар врагов; они также должны были охранять спартиатов во время боя, окружая их при наступлении врага.
Вся система террора не могла подавить в илотах духа сопротивления, не могла запугать их и заставить
смириться со своей долей рабочего скота. Постоянная то затихавшая, то
выливавшаяся в форму открытых восстаний борьба илотов за свободу, по
существу, определила всю дальнейшую историю Спарты.
3. Периеки - класс-сословие свободных непосредственных производителей. В отличие от илотов периеки считались членами спартанского государства. Вместе со спартанцами они назывались лакедемонянами как члены Спартанского государства. Однако политических прав они не имели и не допускались к участию в гражданской жизни спартиатов. Занимаясь земледелием на предоставленных им землях, периеки должны были обеспечивать себя и свои семьи сельскохозяйственными продуктами, но кроме земледелия они занимались и ремеслами.
До второй Мессенской войны среди
них было довольно много ювелиров и золотых дел мастеров. Однако в VII
в. до н. э. спартанское государство запретило занятие ремеслами,
связанными с роскошью, поэтов периеки главным образом изготовляли орудия труда, оружие и несложные предметы быта.
Состав периеков был смешанным: и ахейским, и дорийским. Позже в число периеков принимались племена, получившие право жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периеков.
Поседения периеков кольцом охватывали пограничные районы Спартанского государства, образуя т.о. естественную защиту на подступах к центральным плодородным районам, заселенным илотами, работавшими на спартанских клерах. Кроме постоянной охраны границ, периеки поставляли в армию спартанцев вспомогательные войска.
Более мягкая система эксплуатации периеков давала возможность спартанцам довольно долгое время опираться на них и в своей внутренней политике, направленной против илотов, и пользоваться военными отрядами периеков как в Пелопоннесе, так и за его пределами.
Государственное устройство.
Перенасыщенность общественного строя Спарты пережитками архаических родо-племенных институтов сказывалось и на государственном устройстве. Это, в частности, выражалось
в том, что во главе государства стояли два наследственных царя,
которые пользовались громадным почетом и именовались "владыками".
Цари были военачальниками и жрецами. Наиболее важной функцией царей
были их военные полномочия. Во время походов цари пользовались
неограниченной властью, имея право жизни и смерти над любым воином. В походе никто из должностных лиц не имел права вмешиваться в распоряжения царей или не подчиниться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.
После окончания войны власть царей ограничивалась их жреческими функциями. В качестве верховных жрецов спартанской общины они приносили от имени полиса жертвы богам как в мирное время, так и во время войны.
Кроме того, цари сохранили от старых времен судебную власть по делам семейного права: выносили решение по вопросам наследства и усыновления.
Традиции родо-племенных отношений проявлялись и в существовании другого органа власти - совете старейшин (герусия). В состав совета старейшин входило 30 человек: два царя и 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60 лет. Эти геронты выбирались пожизненно на народном собрании спартиатов. Цари также должны были быть не моложе 30 лет; если им было меньше, то их в герусии представляли опекуны (до 30 лет спартиаты считались политически несовершеннолетними и имели опекунов). Цари были председателями герусии.
Герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты.
Формально высшая власть в Спарте принадлежала народному собранию – апелле, состоявшему из полноправных граждан-спартиатов не моложе 30 лет. Но апелла не имела права обсуждать вопросы, подготовленные герусией, а могла только голосовать за или против, большинство голосов определялось криком и общим шумом. Если большинство спартиатов высказывалось против предложенного герусией постановления, то герусия имела право распустить собрание. Т.о., апелла не играла активной роли в жизни спартанского государства и представляла лишь совещательный орган при герусии.
Позже, во второй половине VII в. до н. э. к этим первоначальным органам была присоединена новая должностная коллегия эфоров ("надзиратели, надсмотрщики"), которая состояла из 5 человек, ежегодно переизбираемых из состава всей общины спартиатов. Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела. "Перед царем, - пишет Ксенофонт,- все встают со своих мест, кроме эфоров, которые остаются на эфорских сиденьях".
Постепенно власть коллегии эфоров усиливается. Важной функцией эфоров
стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам.
Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не 'имели права вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли возбудить судебное преследование царей перед судом, состоявшим совместно из членов герусии и эфоров. Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры же имели право удаления из Спарты
иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением
военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.
Особенно важными были функции эфоров по контролю за илотами и периеками, над которыми они получили право уголовного суда.
Имея право немедленного наказания любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными.
Т.о., коллегия эфоров постепенно стала самым влиятельным государственным органом, а мы можем охарактеризовать сложившуюся в Спарте политическую систему как аристократическую олигархию, несмотря на наличие двух монархов.
|