История древнего мира
Вторник
22.08.2017
00:42
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Развернутые лекции [16]
Мини-лекции [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории древней Греции » Развернутые лекции

Эллинистический Египет
18.03.2011, 14:07
В III в. до н.э. в состав эллинистического Египта входил собственно Египет в его традиционных границах от первого порога Нила и до Средиземного моря, примыкающая с юга Эфиопия (древняя Нубия) и с запада Киренаика (древняя Ливия). Кроме этих африканских территорий в состав Египетского царства входили Синай, Палестина, Финикия, Южная, т. е. значительная часть Восточного Средиземноморья. К царству Птолемеев принадлежали прибрежные области южной, юго-западной и западной части Малой Азии (Киликия, Памфилия, Ликия, Кария, Иония), остров Кипр. Птолемеи осуществляли контроль над объединением Кикладских островов Эгейского моря (так называемой Островной лигой), над территориями, прилегающими к проливу Геллеспонт, прибрежными областями Фракии и Троады, что позволяло им держать в своих руках черноморские проливы и важнейший морской путь из Эгейского в Черное море. Владения Птолемеев, раскинувшиеся по трем материкам, позволяли им господствовать на всех морских путях восточной части Средиземного моря, активно вмешиваться в военно-политическую ситуацию этого обширного региона эллинистического мира.

Двойственность территориальной структуры эллинистического Египта (африканские владения, т. е. собственно Египет и внеегипетские владения) породила глубокий дуализм и в социально-экономической и административной политике птолемеевского государства. Птолемеи проводили одну политику во внеегипетских владениях и другую — в долине Нила.
Столицей Египетской державы в эпоху эллинизма был город Александрия, основанный в 332 г. до н. э. Александром, превратившийся при Птолемеях в самый крупный город эллинистического мира, переживший древность и средние века и до сих пор являющийся одним из крупнейших средиземноморских городов.

 Экономика.

 Основой египетской экономики по-прежнему было ирригационное земледелие. Однако Птолемеи и их правительство внесли в традиционную экономику многие улучшения в духе греческого хозяйственного рационализма. Специальные чиновники высшего, среднего и местного рангов, деревенская администрация должны были самым внимательным образом следить за функционированием ирригационной системы. Была восстановлена прежняя система оросительных каналов, которая пришла в упадок при персах и в неспокойный период борьбы диадохов. Был расчищен идущий параллельно руслу Нила грандиозный канал Иосифа длиной в несколько сот километров. В районе Файюмского оазиса и в Дельте были построены системы каналов, которые ввели в оборот большое количество новых земель. Были завершены обширные работы по сооружению канала, соединяющего Нил с Красным морем (начатые еще фараоном Нехо). Обширные ирригационные работы, проведенные Птолемеями, позволили увеличить общую площадь пахотных земель на одну треть, что способствовало процветанию египетского земледелия. Вместо традиционной культуры ячменя стали широко культивировать более ценную пшеницу; шире, чем в прежние времена, разводили лен, папирус, окультурили новые для Египта рис и хлопчатник.
Государство следило не только за состоянием ирригационной системы, но и самым активным образом вмешивалось в организацию земледелия. Был произведен тщательный кадастр всех земель с оценкой их качества и возможной урожайности. Специальные чиновники организовывали своего рода государственное планирование посевов. Ежегодно царский дворец давал инструкции, в которых предусматривались время вспашки, посева, ухода за растениями, сбора жатвы, хранения урожая, набор посевных культур. Чтобы обезопасить страну от возможных случайностей, земледельцам выдавали сортовое семенное зерно из государственных складов. Все земледельческие операции проводились под контролем царской администрации. Эти меры способствовали правильной обработке земель, обеспечивали стране хорошие и устойчивые урожаи. Египет производил огромное количество зерна, которого не только хватало для внутреннего потребления, но и оставались излишки, которые становились государственным запасом и могли быть отправлены на экспорт. В III в. до н.э. Египет превратился в житницу Средиземноморья.
Структура аграрных отношений в эллинистическом Египте представляла собой сочетание элементов древневосточной царской собственности на всю орошаемую землю с элементами частновладельческих хозяйств греческого типа. В принципе царь считался верховным собственником всех земель. Значительная часть царской земли обрабатывалась мелкими земледельцами, которые считались ее арендаторами (они так и назывались царскими земледельцами) и платили за аренду ряд налогов, выполняли многие натуральные повинности и отработки в пользу царя. Это были бедняки, с трудом сводящие концы с концами, арендаторы небольших участков. Как правило, они не имели скота, семенного зерна, орудий труда и все это получали из государственных складов. Они работали под постоянным контролем царской администрации, были основными производителями и наиболее угнетенным классом египетского общества.
Однако, кроме царской земли, возделываемой царскими земледельцами, часть земельного фонда страны уступалась царем ряду привилегированных лиц или учреждений и могла обрабатываться иным способом. Земли отдавались за большие заслуги высшим чиновникам, крупным военачальникам, вельможам (они назывались дарственными землями), за военную службу воинам грекам, македонцам, египтянам (так называемым клерухам), многочисленным египетским храмам, где создавалось храмовое хозяйство. Царь мог уступать очень крупные участки до нескольких тысяч гектаров.
Такие уступленные земли были освобождены от многих налогов, от контроля царских чиновников, землевладельцы могли возделывать некоторые культуры по своему усмотрению, здесь широко применялся рабский труд и создавались хозяйства рабовладельческого типа, могущие продавать часть своей продукции на рынок. На многих уступленных землях, особенно на крупных дарственных участках, развивались рабовладельческие хозяйства греческого типа.
В эллинистическом Египте получили дальнейшее развитие различные ремесленные производства. Ремесло было обеспечено не только расцветом сельского хозяйства, поставлявшего обильное сырье для мастерских по производству папируса, тканей, растительного масла, пива, кож, но и за счет лучшей его организации, внедрения в его структуру элементов греческого рационализма, Ремесленная деятельность так же, как и сельскохозяйственная, была поставлена под жесткий контроль царских чиновников, которые направляли буквально каждый шаг мастеров.
Ремесла были сосредоточены в основном в городах. В многочисленных ремесленных мастерских изготавливались изделия из цветного, очень дорогого стекла (Египет был крупным центром стеклоделия в Средиземноморье), льняные, шерстяные и шелковые ткани, очень ценившийся папирус — основной писчий материал того времени, керамика, изделия из бронзы, меди и железа. Ремесленные мастерские были разными по своим размерам, преобладали мелкие и средние, до полутора десятков работников, среди которых были рабы, трудившиеся бок о бок со свободными мастерами. Наряду с частными мастерскими существовали крупные царские эргастерии со значительно большим как свободным, так и рабским персоналом. Ремесленники выплачивали несколько видов налогов как в денежной, так и в натуральной форме, выполняли различные повинности в пользу царя.
Представители ремесленных профессий, включая купцов, врачей, музыкантов, актеров и других, имели право на создание своих профессиональных объединений — союзов единомышленников. За счет членских взносов они создавали союзную кассу, устраивали регулярные собрания, где обсуждали свои дела, имели свои помещения, святилища, богов и героев, свои культы, празднества. За счет средств союза выдавались субсидии нуждающимся членам. В египетских городах, где царская администрация регламентировала буквально каждый шаг земледельца или ремесленника, эти допущенные правительством формы минимальной общественной деятельности высоко ценились и играли роль отдушины для проявления общественной активности массы городского населения.
Важными производствами было изготовление таких основных продуктов питания, как растительное масло и пиво. Маслоделие и пивоварение были предметом царской монополии, они осуществлялись с помощью орудий труда, находившихся на царском учете и под жестким контролем царских чиновников. Маслобойни и пивоваренные заведения имелись как в городах, так и в сельской местности. Во многих сельских поселениях были мастерские по производству других ремесленных изделий: папируса, тканей, ювелирных изделий. Известная рассредоточенность ремесел не только по городам, но и  по сельским поселениям -характерная особенность египетского ремесленного производства.
Располагая большими излишками зерна, папируса, тканей, ценных пород камня, стекла, ювелирными изделиями, Птолемеи вели широкую торговлю на мировых рынках. Из финикийских портов египетские товары по караванным дорогам проникали далеко в глубь Азии, вплоть до Индии. По каналу, соединявшему Нил с Красным морем, по Красному морю, через Баб-эль-Мандебский пролив был освоен морской путь в Индию, приносивший большие доходы царской казне. Александрия превратилась в крупнейший порт, в ее гаванях стояли торговые суда со всего Средиземноморья, на улицах слышалась разноязыкая речь. Для лучшей безопасности мореплавания близ Александрии был построен знаменитый Александрийский маяк высотой около 120 м, одно из семи чудес света. Луч Александрийского маяка в ночное время был виден на 60 км. Государство объявило внешнюю торговлю своей монополией и получало от нее огромные выгоды.
Довольно активной была и внутренняя торговля на местных рынках городов и поселений, где земледельцы и ремесленники продавали излишки своей продукции. В целом можно говорить о большом экономическом подъеме эллинистического Египта в III в. до н. э., о развитии сельского хозяйства, ремесленного производства и торговли. Однако этот подъем уже с начала II в. до н.э. сменился застоем, а затем и серьезным кризисом. Он выразился в том, что население, измученное бременем налогов, многочисленных повинностей, беспощадным контролем и произволом царской администрации, стало уклоняться от выполнения необходимых работ, бежало из поселений и городов, что наносило урон и земледелию, и ремесленному производству. Потеря многих внеегипетских владений ухудшила политическую ситуацию, нарушила безопасность торговых путей, что сказалось и на египетской торговле. Последнее столетие существования эллинистического Египта прошло под знаком усилившегося разорения страны, сокращения обрабатываемых земель, упадка земледелия, ремесел, торговли, общего обеднения некогда одного из самых богатых эллинистических государств.

Социально-классовые отношения.

Социально-классовая структура эллинистического Египта характеризуется большей сложностью и расчлененностью на различные общественные группы, прослойки, сословия, чем египетское общество предшествующего времени. Завоевание Египта греками и македонцами, создание огромной державы Птолемеев, раскинувшейся на трех материках, хозяйственный подъем Египта и высокий международный престиж в III в. до н. э. привели к довольно большому притоку в долину Нила иноземного населения и прежде всего греков и македонцев. Греки и македонцы рассматривались династией в качестве прямой социальной опоры. Птолемеи комплектовали из них большую часть своей армии и государственного аппарата (за исключением его низших звеньев). Хозяйственный подъем, особенно развитие внешней торговли, способствовал притоку не только греческих, но и торговцев со всего Восточного Средиземноморья, в частности евреев и финикийцев. Пришлое иноземное население рассматривалось как привилегированный элемент и вливалось в различные слои господствующего класса. В состав господствующего класса входили и местные землевладельцы, торговцы, многочисленное жречество, верхушка египетских общин. Однако в целом можно говорить о двух больших социальных группах в составе господствующего класса Птолемеевского Египта — греко-македонцев и местной знати. С течением времени происходило известное сближение обеих фракций господствующего класса: местная знать усваивала греческий язык, получала греческое воспитание, эллинизировалась и получала доступ к высшим постам в армии и государственном аппарате. В свою очередь, эллины, постоянно общаясь с местным населением, усваивали некоторые обычаи египтян, в частности давали своим детям египетские имена, заключали смешанные браки. Птоле-меи раздавали земли, подарки, привилегии египетским храмам, и египетское жречество в целом поддерживало династию. Однако деление на египетскую знать и эллинскую аристократию, на египтян и эллинов сохранялось до конца правления Птолемеев и было причиной известного социального напряжения в среде господствующего класса, которое порой выливалось в серьезные социальные столкновения и вынуждало правящую династию лавировать между ними.
Усложнилась структура основных классов-производителей  в эллинистическом Египте. После греко-македонского завоевания в Египте возросло число рабов и их роль в производстве. Во вновь организованных поместьях, возникших на дарственных землях, на солидных участках клерухов рабский труд занимал довольно большое место. В средних и крупных ремесленных мастерских рабы трудились бок о бок с юридически свободными людьми. Таким образом, в Птолемеевском Египте наблюдается дальнейшее развитие рабовладельческих отношений античного типа, ранее малоизвестных в этой древневосточной стране.
Однако большую часть основных производителей материальных благ составляли не рабы, а мелкие земледельцы (царские земледельцы) и ремесленники. Лишенные не только собственной земли, но и посевных семян, орудий труда и скота, они были вынуждены арендовать царскую землю, получать семена, скот и инвентарь из царских складов, работать под постоянным и жестким контролем царских чиновников и были приписаны к месту своего жительства. Царские земледельцы и ремесленники были опутаны многочисленными налогами и несли самые разнообразные повинности. По подсчетам одного современного ученого, египтяне разных категорий платили 218 различных налогов: налог за пользование землей, за семена, тягловый скот, инвентарь, охрану царских складов, очистку семян, измерение земли, оплату писцов, за фураж, храмовые сборы, сбор на золотую корону при восшествии царя на престол, сборы на содержание флота и маяка, полицию, врачей, бани и многие другие. Тяжесть налогового бремени возрастала из-за способов сбора через компании откупщиков. Правительство продавало сбор тех или иных налогов компании состоятельных людей, которые за известные отчисления обеспечивали сбор налогов с населения. При сборе налогов откупщики собирали часть средств в свою пользу, усугубляя общий налоговый гнет. Основным производителям оставлялся самый низкий прожиточный минимум, который держал их на грани нищеты, и любые случайности оборачивались для них катастрофой и голодной смертью. В сущности говоря, юридически свободные царские земледельцы, лишенные земли, инвентаря, скота, работающие под непрерывным контролем царской администрации, эксплуатировались рабовладельческими методами. Распространение рабовладельческих методов эксплуатации на юридически свободных царских земледельцев сближало их положение с положением юридически несвободных рабов, и сам факт такого сближения является свидетельством внедрения рабства в жизнь эллинистического Египта.
Застой в производстве, постепенное обеднение Египта прежде всего отразились на положении угнетенных классов египетского общества, усилили классовую напряженность. Отчаявшиеся выплатить огромные налоги, голодающие земледельцы выражали свой протест бегством из своих селений. к которым они были приписаны, и скрывались в болотах или пустыне (по-гречески это бегство называлось анахоресис). С середины II в. до и. э. бегство стало обычным явлением в Египте, и оно. в свою очередь, усугубляло напряженность социально-экономической обстановки. Представители египетской аристократии, ущемленные в своих привилегиях по сравнению с греко-македонской аристократией, совместно с местным жречеством пытались использовать в своих интересах общее недовольство народных масс, поднимали настоящие восстания против правящей династии. Так, влиятельный царский чиновник, египтянин но происхождению, Дионисий Петосарапис организовал вооруженное восстание недовольных египтян и вел вооруженную борьбу в 165—164 гг. до н.э. против центрального правительства. Потерпев поражение под Александрией, он продолжал борьбу на юге, и потребовались значительные усилия, чтобы подавить это движение.
Последнее столетие существования эллинистического Египта проходило в атмосфере острой социальной напряженности и различных проявлений классового недовольства в самых различных слоях египетского  общества.  Господствующие круги эллинистического Египта, неспособные справиться с ростом социальной напряженности, обращают взоры на рабовладельческий Рим как на силу, могущую подавить сопротивление народных масс. обеспечить социальную стабильность и государственный порядок.

Государственное управление.

 В Египте, так же как и во многих эллинистических государствах, утвердилась та форма монархии. которую, можно определить как эллинистическую монархию, сочетавшую в своей структуре как элементы восточной деспотии, так и некоторые институты полисного строя и македонской примитивной монархии. Греко-македонские завоеватели застали в Египте уже сложившиеся, восходящие к глубокой древности формы древнеегипетской деспотии с неограниченной властью фараона, с разветвленным аппаратом многочисленных чиновников, активным вмешательством в хозяйственную жизнь. Птолемеи сохранили и расширили все эти особенности древнеегипетского государства. Цари, как и в древнем Египте во времена фараонов, обожествлялись и имели свой культ. Царь был верховным собственником всей земли и единоличным распорядителем всех богатств.
Птолемеи не только сохранили традиционный государственный аппарат, но и значительно увеличили его. Ближайшее окружение царя составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги и которые не были его действительными родственниками и друзьями, а являлись придворными чинами. Из их среды назначались руководители центральных ведомств. занимавшихся управлением соответствующих отраслей, высшие военачальники. Особого развития достигло финансовое ведомство, состоявшее из множества чиновников самого разного профиля, во главе которых стоял один из самых высших чинов — верховный казначей (диойкет). Почти все высшие должности центрального правительства были заняты греками и македонцами.
Во главе областей-номов, на которые делился Египет, стоил штат областных чиновников. Прежде всего это стратег, осуществлявший      военно-политическую власть, и номарх, ведавший гражданскими делами. Важное место в областном управлении занимали распорядитель номовых финансов — эконом и царский граматей (писец), ближайшие помощники стратега и номарха. Номы, в свою очередь, делились на топы (районы) и комы (деревни) —низшие административные единицы. Руководство топами и комами осуществляли чиновники низшего ранга, которые в своих действиях руководствовались инструкциями вышестоящих органов. В трех городах греческого типа — Александрии, Навкратисе и Птолемаиде — существовали некоторые выборные органы управления (например, для организации культа, управления гимнасиями, для разбора гражданских судебных дел и др.), что считалось важной привилегией в деспотическом государстве Птолемеев. На иных началах было организовано управление внеегипетскими территориями. Здесь Птолемеи не создавали такого разветвленного аппарата, как в собственно Египте, они ограничивались посылкой своего комиссара, который контролировал органы местного самоуправления.
Тем не менее, нельзя представить себе Птолемеевский Египет как простое воспроизведение древнеегипетской деспотии. Греки и македонцы, высшие чины эллинской аристократии, окружавшие царя, греко-македонская армия принесли свои традиции из Греции и Македонии, и с этими традициями Птолемеи считались. Наряду с признанием местных норм права, сформировавшихся в условиях восточной деспотии, Птолемеи широко внедряли греческие нормы права, созданные в условиях полисного строя. Птолемеи допускали довольно широкое строительство гимнасиев, в которых местные эллины воспитывали своих детей и духе греческих, но не деспотических традиций.
Во внеегипетских владениях Птолемеи, основывая многочисленные города греческого типа и сохраняя местное самоуправление, выступали уже не как восточные деспоты, а как монархи, уважавшие полисные традиции.

Внешняя политика Птолемеев.

 Огромная держава Птолемеев, охватившая значительную часть восточного Средиземноморья, оказалась в центре почти всех военно-политических противоречий своего времени. Основными противниками Птолемеев выступали прежде всего Селевкиды, претендовавшие на Южную Сирию и ряд территорий в Малой Азии, и Македония, с которой Птолемеи имели острые столкновения интересов в Балканской Греции и проливах.
Борьба Птолемеев с державой Селевкидов за Южную Сирию и другие области велась в течение всего III в. до н. э. и вылилась в пять сирийских войн. Военные действия шли с переменным успехом и в конце концов привели к тому, что Египет  был вынужден обратиться за помощью к могущественному Риму.  Благодаря этой поддержке Египет смог просуществовать как независимое государство дольше, чем другие эллинистические государства, в частности Македония, Пергам, Селевкиды. Но в 30 г. до н. э., в правление Клеопатры VII (51—30 гг. до н.э.), Египет был завоеван римскими войсками и стал частью огромного Римского государства. Завоевание Египта Римом отвечало интересам большей части господствующего класса, который уже не мог обеспечить экономическое развитие страны, решить острые социальные и классовые противоречия, поддерживать внутреннюю стабильность и порядок. Эти функции теперь были возложены на Римское рабовладельческое государство.

Категория: Развернутые лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 947 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz