СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ ПАЛЕСТИНЫ (ИЗ БИБЛИИ)
(Перевод Винникова И. П., ред. Глускиной Г. М.)
[Становление царской власти.] (4) И собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу * в Раму 15. (5) И сказали они ему:
«Вот ты стар стал, а сыновья твои не идут по пути твоему; так поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как это у всех народов». (6) И не понравилось это Самуилу, когда сказали: «Дай нам царя, чтобы судить нас». И стал молиться Самуил Йахве. (7) И сказал Йахве Самуилу: «Послушайся голоса народа во всем, что они тебе скажут, ибо не тебя они отвергли, но меня отвергли они от царствования над ними... (9) Теперь послушайся голоса их, но предупреди и расскажи им о действиях царя, который будет царствовать над ними».
(10) И передал Самуил все слова Йахве народу, просившему у него царя, (11) и сказал 16: «Вот как будет действовать царь, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и поместит у себя при колесницах своих и при конях своих, и они будут бежать при колесницах его. (12) И он поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками и использует их, чтобы распахивали пашню его, жали жатву его и изготовляли ему орудия войны и колесничное снаряжение. (13) Дочерей ваших он возьмет, чтобы они приготовляли учащения, варили и пекли. (14) Самые лучшие поля ваши, виноградники ваши и масличные рощи ваши он возьмет и раздаст слугам своим. (15) Из посевов ваших и из виноградных садов ваших он будет брать десятую часть и отдавать царедворцам своим и слугам своим. (16) Лучших рабов ваших, рабынь ваших и юношей ваших, и ослов ваших он возьмет и использует для своих работ. (17) Из овец ваших он возьмет десятую часть. Да и сами вы будет его рабами. (18) И возопите вы тогда из-за царя вашего, которого выбрали вы себе, по но услышит вас Йахве тогда!» (19) Но парод не захотел прислушаться к словам Самуила и сказал: «Нет, пусть будет царь над нами, (20) и мы будем подобны всем народам; и судить пас будет царь наш, и выступать будет впереди пас, и вести будет войны паши!» (21) И выслушал Самуил все слова народа и передал их Йахве. (22) И сказал Йахве Самуилу: «Послушайся голоса их и поставь над ними царя». (I Самуила, 8:4-7; 9-22).
(Перевод Винникова И. Н., ред. Глускиной Г. М.)
[Распад единого царства после смерти Соломона17.] (1) И от правился Ровоам* в Сихем, потому что в Сихем * пришли все израильтяне, чтобы возвести его на царство. (2) И было, когда Иеровоам *, сын Набата, услышал это (он находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона, и жил в Египте; (3) но за ним послали и призвали его), он вместе со всеми израильтянами пришел, и так они сказали Ровоаму: (4) «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи теперь пашу тяжелую работу при отце твоем и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить. тебе». (5) И ответил он им: «Пойдите и через три дня опять придите ко мне». И пошел народ. (6) И посоветовался царь Ровоам со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и спросил: «Как посоветуете вы отвечать этому народу?» (7) И они сказали ему так: «Если ты сегодня будешь слугою пароду этому и услужишь им, и исполнишь их просьбу, и будешь говорить с ними ласковыми словами, то они будут рабами твоими на все дни». (8) Но он пренебрег советом старцев, который они ему дали, и посоветовался с молодыми людьми, которые росли вместо с ним, и предстояли пред ним. (9) И сказал он им: «Что вы посоветуете ответить народу этому, который говорит мне: «Облегчи иго, которое наложил на нас отец твой». (19) И ответили ему молодью люди, которые росли вместе с ним, и сказали: «Так скажи народу этому, который говорил тебе: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи [его] нам», так скажи им: «Мой мизинец толще чресел отца моего. (11) Итак, отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас «скорпионами» 18. (12) И пришли Иеровоам и весь народ к Ровоаму на третий день, как говорил царь: «Придите ко мне на третий день». (13) И отвечал царь пароду сурово, он отверг совет старцев, который они дали ему. (14) И говорил он им по совету молодых людей так: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас «скорпионами»...
(16) И увидели все израильтяне, что царь не слушает их, и отвечал народ царю так: «Нет нам доли в Давиде, и нет нам удела в сыне Иесея! По шатрам своим, Израиль! Теперь сам заботься о доме своем, Давид!»19 И разошелся Израиль по шатрам своим. (17) Над сынами же Израиля, жившими в городах иудейских, стал царствовать Ровоам. (18) И когда царь Ровоам послал Адорама, начальника над податью, все израильтяне закидали его камнями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взобрался на колесницу, чтобы бежать в Иерусалим. (19) И отложился Израиль от дома Давида до сего дня.
(20) Когда услышали все израильтяне, что Иеровоам возвратился, они послали, и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми израильтянами. За домом Давида не осталось никого, кроме одного колена Иуды20... (25) И отстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой * и поселился в нем; оттуда он пошел и отстроил Пенуел *. (26) И говорил Иеровоам в сердце своем: «Снова может перейти царство к дому Давида. (27) Если этот народ будет ходить для жертвоприношений в Иерусалимский храм, сердце народа снова обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому». (28) И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Довольно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» (29) И поставил он одного в Бетеле*, а другого поместил в уделе Дана* (I Цари, 12:1-14; 16-20; 25-29).
(Перевод Глускиной Г. М.)
[Злоупотребления царской властью и вопрос о земельной собственности.] (1)... У Навуфея, изреелитянина, который жил в [долине] Изреель*, был виноградник вблизи дворца Ахава *, царя Самарийского. (2) И обратился Ахав к Навуфею со следующими словами: «Отдай мне твой виноградник, и будет он мне огородом, так как он [расположен] близко от моего дома; а я дам тебе вместо него виноградник, лучший, чем этот. Если же тебе угодно, я заплачу тебе его стоимость серебром». (3) И сказал Навуфей Ахаву:
«Упаси меня Йахве отдать тебе наследственную землю моих отцов21!» (4) И пришел Ахав домой расстроенный и огорченный тем, что Навуфей, изреелитянин, сказал ему: «Не отдам тебе наследия отцов моих». Он лег в постель и отвернул свое лицо, и хлеба не ел. (5) Пришла к нему его жена Иезавель и спросила: «Чем это так встревожен дух твой, что и хлеба ты не ешь?» (6) И сказал он ей:
«Когда я обратился к Навуфею и сказал ему: «Отдай мне твой виноградник за серебро, или, если ты желаешь, я тебе дам вместо пего другой виноградник, он ответил: «Не отдам я тебе моего виноградника». (7) И сказала ему Иезавель, его жена: «Ты теперь покажешь, что царствуешь над Израилем! Встань, поешь хлеб и развеселись. Я дам тебе виноградник Навуфея изреелитянина». (8} И написала она от имени Ахава письма, запечатала их печатью его и послала эти письма к старейшинам и знатным людям, живущим с Навуфеем в его городе. (9) В этих письмах она писала так:
«Объявите пост и посадите Навуфея во главе народа [в собрании]. (10) А напротив него посадите двух негодяев [букв.: сынов дьявола], и пусть они свидетельствуют против него, говоря: «Ты проклинал бога и царя»; затем выведите его и забросайте камнями, чтобы он умер». (11) И сделали люди его [Навуфея] города, старейшины и знатные, которые жили в его городе так, как приказала им Иезавель, как было написано в письмах, которые она им послала. (12) Они объявили пост и посадили Навуфея во главе [собрания] народа. (13) И пришли эти два негодяя, сели напротив него и стали свидетельствовать против Навуфея перед народом так: «Навуфей проклинал бога и царя». И вывели его [Навуфея] за город, и забросали камнями, и он умер. (14) И послали сообщить Иезавель: «Навуфей побит камнями и умер». (15) Когда Иезавель услышала, что Навуфей побит камнями и умер, она сказал Ахаву:
«Встань, завладей виноградником Навуфея, изреелитянина, который не хотел отдавать тебе за серебро, ибо нет Навуфея в живых, он мертв». (16) Когда Ахав услышал, что Навуфей умер, он направился к винограднику Навуфея, изреелитянина, чтобы завладеть им. (17) И было слово Йахве к Илии *. Фесвитянину следующее:
(18) «Встань, поди [букв.: спустись] навстречу Ахаву, царю израильскому, который царствует в Самарии; он — в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы забрать его себе. (19) И скажи ему следующее. "Так сказал Иахве: «Ты что, убил и хочешь еще уна-следовать?» И скажи ему [еще]: «Так говорит Йахве: В том месте, где собаки лизали кровь Навуфея, они будут лизать и твою кровь» (1 Цари, 21: 1—19).
(Перевод Глускиной Г. М.)
[Социальные обличения в пророческой литературе22.] (6) Так
говорит Йахве: «За три, за четыре преступления Израиля не поща-жу — за то, что они продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. (7) Они стремятся растоптать бедных, и смиренных они сбивают с пути. Даже сын и отец его к одной ходят девице, чтобы бесславить святое имя мое. (8) На одеждах, взятых в залог, они возлегают около каждого жертвенника и вино, [отобранное] в виде штрафа, они пьют в доме богов своих» (Амос, 2:6-8).
(9) Провозгласите над чертогами в Ашдоде * и в стране Египетской и скажите: «Соберитесь на горы Самарии и посмотрите на многочисленные беспорядки в ней и на притеснения внутри нее [Самарии]. (10) Они не умеют поступать справедливо,—говорит Йахве,— они наполняют сокровищницы в своих хоромах из насильно отнятого и награбленного» (Амос, 3:9—10).
(7) Правосудие они превращают в отраву, а истину повергают на землю (Ср. Амос, 6:12 — Вы превращаете правосудие в яд, а плод истины — в отраву) ... (12) Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудия, гоните от ворот23 (Амос, 5:7, 12).
(4) Слушайте это, стремящиеся [поглотить] нищего и погубить бедняков земли. (5) Вы говорите: «Когда пройдет новолуние, мы станем продавать хлеб и, [когда минует] суббота, мы откроем житницы [букв.: зерно]. Будем уменьшать эфу24, увеличивать сикль и обвешивать на неправильных весах. (6) Будем покупать бедняков за серебро и нищего — за пару сандалий, а высев продадим» (7). Величием Иакова * клянется Йахве: «Вовеки не забуду всех [этих] дел их» (Амос, 8:4—7)...
(8) Горе [вам], присоединяющие дом к дому, приобщающие поле к полю, так что не остается места, [как будто] вы одни поселены в стране... (11) Горе тем, которые с раннего утра гонятся за [опьяняющим] сикером и которых до позднего вечера разжигает вино. (12) Цитра и арфа, тимпан и свирель и вино— [составляют] их пир, а на деяния Йахве они не взирают и дел рук его не видят, (13) Поэтому будет уведен в плен народ мой, из-за неразумности его; вельможи его будут умирать с голоду, и массы его будут истомлены жаждою... (18) Горе тем, которые притягивают [к себе] беззаконие узами лжи и грех — тележными канатами... (20) Горе тем, которые называют зло добром, а добро злом, которые выдают горькое за сладкое, а сладкое за горькое. (21) Горе мудрецам в своих [собственных] глазах и разумным перед самими собой. (22) Горе тем, которые храбры [лишь] пить вино и доблестны приготовлять сикер, (23) которые оправдывают виновного за взятку и отнимают у невинного его право (Исайа, 5:8, 11—13, 18:20—23).
(1) Горе тем, которые устанавливают несправедливые законы, и тем, которые пишут несправедливые решения, (2) чтобы отнять законные [права] у бедняков и лишить правосудия неимущих из народа моего; чтобы вдовы оказались их добычей, и чтобы они могли грабить сирот. (3) Но что станете вы делать в день наказания и уничтожения, которое издалека придет? К кому прибегнете вы за помощью? И где оставите свое богатство? (Исайа, 10: 1-3).
(1) Горе тем, которые замышляют грех и обдумывают злодеяние на ложах своих, а утром на рассвете совершают их, ибо в их руках — сила. (2) Если пожелают они полей, то насильно отнимают, а если — домов, то захватывают их. Грабят мужа и его дом, человека и его наследственное достояние (Михей, 2: 1—2).
(1) И я сказал: «Слушайте, главы [дома] Иакова и вожди дома Израиля, не вам ли следует знать, что правильно? (2) [А вы] ненавидите добро и любите зло; сдираете с них [народа] кожу и мясо—с костей их. (3) И те, которые ели мясо народа моего и сдирали с них кожу, и разламывали и раскладывали их кости, как будто [готовили] в котел, а мясо — как в горшок, (4) когда они станут взывать к Йахве, он не ответит им и скроет тогда свое лицо от них, потому что они злодействовали... (9) Слушайте это, главы дома Иакова и вожди дома Израиля, ненавидящие правосудие и искривляющие все прямое, (19) созидающие Сион кровью и Иерусалим—преступлением. (11) Главари его судят за взятки, жрецы его учат за плату, а пророки его за серебро предсказывают. А [между тем] на Йахве они опираются, говоря: «Ведь Йахве среди нас, не постигнет нас беда!» (12) Поэтому из-за вас Сион будет вспахан как поле, и Иерусалим превратится в развалины, а храмовая гора станет как лесистый холм (Михей, 3:1—4;
9-12).
(10) Могу ли я простить преступно накопленные сокровища в доме нечестивца и вызывающую гнев эфу, уменьшенную [для обмера]? (11) Могу ли я оправдать [город] с неверными весами и лживыми гирями в сумке? (12) Богачи его завалены награбленным, и жители его лгут, язык их — обман в устах. (13) Также и я больно поражу тебя и опустошу за твои грехи. (Михей, 6, 10—13).
' Второзаконие — пятая книга «Пятикнижия», составной части Ветхого Завета. Ядро Второзакония составлено в VII в. до н. э. и связано с реформами царя Осии *.
2 Елей — оливковое масло, которым в древности питались и умащались. Впоследствии елей употреблялся в христианской церковной службе.
3 Пасха (или праздник опресноков, т. е. не заквашенного хлеба) — весенний земледельческий праздник, которым евреи отмечают исход из Египта в XIV—XIII вв. до и. э. Так же называлась приносившаяся пасхальная жертва.
4 В данном контексте под поселенцем — тошав и наемником — сахир следует, очевидно, понимать поселившегося на длительное время арендатора и нанятого на определенный срок батрака — неиудеев. Законы о поденщиках см. ниже.
5 Метек — чужеземец, постоянно живущий на территории общины, но по имеющий в ней гражданских прав.
6 В этом эвфемистически выраженном законе проводится мысль, что с обедневшим согражданином следует обращаться не хуже, чем с чужеземцем.
7 Закон о юбилейном годе см. ниже. Само слово «юбилей» происходит от слова «yobel» — «баран»; звуками бараньего рога возвещали наступление «юбилейного», т. е. пятидесятого, года.
8 Отличие метеков, обозначаемых термином «тошав», от метеков, обозначаемых термином «гер», заключалось, по-видимому, в том, что первые были чужеземцами, постоянно поселившимися на земле арендаторами, в то время как метеки-геры были главным образом батраками-поденщиками, ремесленниками и, возможно, торговцами.
9 Буквально трудно переводимый текст. Для его понимания см. следующий, 51-й, стих.
10 То есть в пределах города или огороженного поселения с входными воротами.
" Qodes (букв.: священное); здесь имеется в виду жертвенное мясо или приношения священникам.
12 Согласно законодательству кн. Левит, 25:2—5, каждый седьмой год объявляется «субботним годом», когда земля не обрабатывается и никакие сельскохозяйственные работы не ведутся. Через каждые семь «субботних» лет провозглашается «юбилейный год».
13 Завет, т. е. союз.
14 В текст еврейского оригинала вкралась ошибка: «седьмого» вместо «шестого». В греческом переводе Библии — Септуагинте указано правильное количество лет — «шесть».
15 Рама — родина Самуила (к северу от Иерусалима).
16 Совершенно очевидно, что в стихах 11—18 излагается вложенное в уста Самуила vaticinium ex eventu, т. е. «предсказание», основанное на уже свершившихся событиях.
17 Соломон (967—928 гг. до н. э.) — сын Давида, третий царь объединенного израильского царства.
18 По мнению некоторых исследователей, под «скорпионами» (ba'aqrab-Ыш) подразумеваются прутья с острыми колючками, вонзающимися в тело, подобно скорпиону. По мнению покойного проф. И. Н. Винникова, здесь имеется в виду острая металлическая деталь сбруи, напоминающая скорпиона, которой погоняли (и сейчас ещё кое-где погоняют) верблюдов.
19 Отказ от подчинения царям — потомкам Давида, сына Иесея, и требование отложиться от дома Давидова составлены стихотворным размером, и по закону «параллелизма частой» древнееврейской поэтики в каждой из частей, обыгрываясь, повторяется смысл. Потому и сказано: «Нет нам доли в Давиде, и нет нам удела в сыне Иесея».
20 Так завершился распад основанного Саулом в XI в. до н. э. единого царства на два царства: Иудейское и Израильское.
21 В тексте «нахала»—наследственная земля, находившаяся в частной собственности. Это место в Библии свидетельствует о том, что царь не был верховным собственником всех частновладельческих земель и не обладал властью над наследственной землей граждан, за исключением выморочного имущества.
22 В данном разделе приведены тексты из речей Амоса (середина VIII в. до н. э.), Исайи (вторая половина VIII в.—начало VII в. до н. э.) и Михея (VII в. до н. э.). Названные пророки относятся к так называемым народным пророкам (Амос, например, был пастухом) в отличие от профессиональных придворных, предсказателей. Они выступали с резкими обличениями социальной несправедливости, злоупотреблений, и преступлений господствующего класса. Исайе принадлежит также создание наиболее ранних социальных утопий (ср. гл. XI).
23 По старинному обычаю суд вершился и все общинные дела решались на внутренней площади у врат города.
24 Эфа—мера сыпучих тел ==39,55 кг.
|