История древнего мира
Среда
18.10.2017
16:08
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Методические рекомендации по изучению проблем древней истории | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

      Изучение древней истории в вузе происходит тогда, когда студенты еще только начинают осваивать навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой. Именно в этот момент им особенно необходимо ознакомление с методическими рекомендациями и программами, дающими ответы на важнейшие из возникающих вопросов.
Что в первую очередь должны учитывать студенты, приступающие к изучению истории Древней Греции и Рима? Опыт показывает, что зачастую доклады начинающих студентов на семинарских занятиях, а также курсовые работы носят во многом компилятивный характер, в них еще не наблюдается ни полного охвата имеющихся материалов, ни попыток их самостоятельного анализа. Для того, чтобы быстрее избавиться от этих "детских болезней", более рационально использовать время и добиться лучших результатов по освоению какой-либо конкретной темы, рекомендуется построить работу по заранее намеченному плану, который может включать следующие действия.
      Первое. Вначале следует посвятить время общему ознакомлению с темой. Лучше всего для этого прочитать соответствующие разделы в новейшей учебной литературе, обращая внимание на характеристики эпохи, общий контекст исторических событий. Среди существующих изданий для этого можно порекомендовать последние издания учебников под редакцией В.И.Кузищина, а также трехтомную "Историю древнего мира" (см. список литературы). Необходимо добиться "вживания" в тему, чтобы правильно представлять общую ситуацию, последовательность событий, а также знать важнейшие имена и даты. Обязательно следует также изучить исторические карты соответствующего периода.
      Второе. После этого можно переходить к составлению библиографии. Чтобы легче ориентироваться в массе литературы или, напротив, отыскать немногочисленные исследования по какой-либо узкой теме, можно обратиться к специальным библиографическим изданиям. Но начинать лучше с обращения к общедоступным справочным и энциклопедическим изданиям (например, "Советской исторической энциклопедии", где при каждой статье приводится список важнейшей литературы), а также с просмотра предметного и алфавитного каталогов в библиотеках.
      Сведения о работах по античной истории, изданных до 1959 г., содержатся в указателе, составленном А. И. Воронковым (Древняя Греция и Древний Рим. Библиографический указатель изданий, вышедших в СССР. 1895-1959 гг. М., 1961). Более поздние исследования учитываются в указателях, опубликованных в журнале "Вестник древней истории" (далее - ВДИ). См.: Указатель литературы по истории античного мира, опубликованной в СССР в 1956- 1961гг. //Приложение к ВДИ. 1951. N4; в 1962-1965гг. //ВДИ. 1967. N1, 3; в 1966-1967 гг. //ВДИ.1969. N4; в 1968 г. //ВДИ.1970. N4; в 1969 г. //ВДИ. 1971. N4; в 1970г. //ВДИ. 1972. N4; в1971 г. //ВДИ. 1973. N4; в 1972 г. //ВДИ. 1974. N4; в 1973 г. // ВДИ. 1975. N4; в 1974 г. // ВДИ. 1976. N4; в 1975 г. //ВДИ. 1977. N4; 1978. N1; в 1976 г. // ВДИ. 1978. N4; в 1977 г. //ВДИ. 1979. N4; в 1978 г. //ВДИ. 1980. N4; в 1979 г. //ВДИ. 1981. N4; в 1980 г. //ВДИ. 1982. N4; в 1981 г. //ВДИ .1984. N1; в 1982 г. //ВДИ .1984. N4; в 1983 г. //ВДИ. 1985. N4; в 1984 г. //ВДИ .1986. N4; в 1985 г. //ВДИ .1987. N4; в 1986 г. //ВДИ . 1989. N4; 1990. N1.
Сведения о материалах, опубликованных в самом "Вестнике древней истории", содержатся в указателях: за 1937- 1950гг. //Приложение к ВДИ. 1951. N4 (отдельная брошюра); за 1951- 1955 гг. //ВДИ. 1956. .N4; за 1956-1960 гг. //ВДИ. 1961. .N1; за 1961-1965 гг. //ВДИ. 1966. N1; за 1966- 1970 гг. //ВДИ.1971. N1; за 1971-1975 гг. //ВДИ. 1976. .N1; за 1976-1980 гг. //ВДИ. 1981. N1; за 1981-1985гг. //ВДИ. 1986. N1; за 1986 г. //ВДИ.1987. .N4; за 1987 г. //ВДИ. 1988. N1; за 1988 г. //ВДИ.1988. N4; за 1989 г. //ВДИ.1989. N4.
Аннотации на важнейшие работы содержатся в указателях Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН): "Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография", "Новая иностранная литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография". Сведения об иностранных книгах, поступавших в библиотеки страны, содержатся в указателе: "Сводный бюллетень новых иностранных книг в библиотеках СССР. Общественные науки". Кроме того, в ИНИОН издавались выпуски реферативных журналов, содержащих библиографические описания и краткое изложение содержания важнейших новых исследований. См.: "Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия 5. История".
Издания трудов античных авторов на русском языке перечислены в книгах: Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981, а также в учебных пособиях по истории античной литературы, написанных С.И. Радцигом, Н.А. Чистяковой, Н.В. Вулих, А.А. Тахо-Годи, И.М. Тронским и др.). Указанные издания имеются в краевой и университетской библиотеках.
      В центральных книгохранилищах страны имеется также многотомный указатель, издающийся по инициативе Марузо (J.Marouzeau) в Париже: L'annee philologique. Bibliographie critique et analitique de l'antiquite Greco - Latine. Еще одним крупнейшим энциклопедическим изданием по античности является немецкое многотомное собрание, которое обычно в ссылках сокращенно обозначается как "RE": Pauly's Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung. Stuttgart, 1893 -1972. Есть и более современная версия этого издания: Der Kleine Pauly. Lexicon der Antike. Bd. 1-5. Stuttgart, Munchen, 1964-1975. Среди изданий на английском языке можно отметить словарь: The Oxford Classical Dictionary. 2-nd. ed. Oxford,1970. На русском языке имеется вышедшее в конце прошлого века издание: Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей / Пер. с нем. Вып. 1-4. СПб., 1883- 1885, другое издание - СПб., 1898.
В последние годы студенты получили возможность реально работать с компьютерной сетью Интернет. Для того, чтобы избежать долгого и малорезультативного "блуждания" в сети, рекомендуется предварительно просмотреть страницу исторического факультета АГУ, где даны ценные рекомендации по поиску исторической информации в сети Интернет (http: //hist.dcn-asu.ru/faculty/internet.html - ресурсы стран дальнего зарубежья; http: //hist.dcn-asu.ru/faculty/sng.html - ресурсы стран СНГ). Кроме этого можно просмотреть специализированные страницы, посвященные изучению античности и раннего христианства: http://www.tlg.uci.edu/~tlg/index/resources.html (пожалуй, наиболее полезная для начинающих антиковедов страница, на которой даны ссылки на важнейшие информационные ресурсы); http: // ancienthistory.miningco.com/; http: //www.tlg.uci.edu/~tlg/index/resources.html; http: // pw2.netcom.com/~nemesise/ latin.html ("латинская страничка"); http: // ecno1.cineca.it/ dipartim/ stoant/rassegna1/intro.html (на итальянском языке); http: // iclnet.org/ pub/resources/christian-history.html (раннехристианские документы); http: // geocities.com/Athens/Forum/3531/ ("медиевистика и патрология"). Впрочем, обращаться к ресурсам сети Интернет, как правило, стоит лишь после того, как изучена вся доступная литература по теме. К тому же для этого необходима достаточная языковая подготовка.
При сборе библиографической информации следует обязательно выписывать полные библиографические данные нужных работ: это потребуется при оформлении ссылок и списка использованной литературы. Для статьи полное библиографическое описание включает фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или сборника, в котором помещена статья, год, номер и страницы (для журнала) или место выхода, издательство, год выхода и страницы (для сборника). Полное библиографическое описание книги включает те же элементы, что и описание сборника, плюс общее количество страниц.
      Для наглядности приведем примеры. Описание статьи: Трейстер М.Ю. Роль металлов в эпоху Великой греческой колонизации // Вестник древней истории. 1988. N 1. С. 17-42 (при повторном цитировании: Трейстер М.Ю. Указ. соч., с. 35; если дается несколько цитат подряд из одного издания, в сноске указывается: Там же, с. 37). Описание книги: Утченко С.Л. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1986. 352 с. (следует отметить, что в сносках не указываются такие элементы полного библиографического описания, как издательство и количество страниц).
Не рекомендуется делать библиографические выписки в блокнотах, тетрадях и т.п.: для этого удобнее использовать карточки стандартного размера. Позднее такие карточки будет удобно группировать по тематическому принципу или в алфавитном порядке.
     Третье. Непременным условием всякого самостоятельного исторического исследования является знакомство с источниками. Именно в источниках содержится та "первичная информация", которая лишь интерпретируется позднейшими авторами. Вместе с тем при работе с произведениями античных авторов студент должен научиться критически оценивать получаемые сведения и при возможности проверять их через сопоставление с данными иных (в том числе не только письменных) источников. Необходимо учитывать, что многим античным авторам присущи субъективизм, недостаточная информированность, использование непроверенных сведений, вера в разного рода "знамения" и т.п. Бывает весьма полезно изучить биографию автора, его социальное положение, его приверженность той или иной философии и т.д. Следует также обязательно учитывать специфику жанра: степень достоверности информации во многом зависит от того, в каком произведении она содержится - например, в комедии, в лирическом стихотворении, панегирике или научном трактате.
      Если выписки из источников будут сделаны на отдельных карточках, их впоследствии будет удобно группировать по разделам. Делая выписки по ходу изучения источника, нужно аккуратно фиксировать, в каком месте произведения содержится тот или иной отрывок. Цитирование античных авторов в научной литературе имеет своеобразную и вполне оправданную традицию, согласно которой в сноске указывается не номер страницы того или иного издания, а номер книги (или песни), главы, строки (или стиха), на которые делится во всех изданиях текст данного прозаического или поэтического произведения.
      Обычно сноски на античных авторов приводятся в круглых скобках, сокращенно, по-латински, непосредственно в тексте работы. Так, например, приводя оценку Аппианом реформ братьев Гракхов, в сноске достаточно указать: (Арр., В.С., I,11). Допускается и упрощенный вариант, который можно рекомендовать студентам, недостаточно уверенным в своей латыни: сноска делается внизу страницы, а имя автора и название произведения пишутся по- русски, например: Аппиан. Гражданские войны, I,11. Следует, однако, напомнить, что в списке использованных источников и литературы необходимо приводить полное библиографическое описание использованного издания, например: Аппиан. Гражданские войны / Пер. с греч. под ред. С.А.Жебелева и О.О.Крюгера. Л.: ОГИЗ, 1935. 351 с. В случае, если свидетельство античного автора было использовано "из вторых рук" и не проверено, в сноске нужно указать, из какой именно книги заимствована цитата, например: Цицерон. Письма к Аттику, II,1,8. Цит. по: Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 193.
      Четвертое. Необходимо как можно более полно изучить доступную научную литературу по теме. Такое изучение целесообразнее начинать с наиболее солидных исследований обобщающего характера, а уже затем переходить к статьям, посвященным углубленному изучению частных вопросов. Следует обращать особое внимание на расхождения в оценках, встречающиеся в разных работах. В таких случаях, прежде чем встать на чью-то сторону, следует досконально изучить аргументацию каждого автора. Опыт показывает, что начинающие исследователи нередко впадают в одну из двух крайностей: либо некритично воспроизводят выводы какого-либо исследователя, либо, наоборот, резко отвергают их, не особенно обременяя себя серьезной аргументацией. Между тем культура научной дискуссии предполагает не только критичное, но и максимально уважительное отношение к мнению оппонента. Даже критикуя чье-либо мнение, ни в коем случае не следует переходить "на личности", обвинять человека в "фальсификации", "ангажированности" и т.п. Гораздо лучше будет доказывать свою правоту, основываясь на профессиональном знании фактов.
При конспектировании научной литературы рекомендуется выписывать не только оценочные суждения, но и ссылки на еще не известные автору источники и исследования, а также на факты, которые могут быть использованы для более полного раскрытия темы. При этом необходимо либо сохранять в неизменности авторский текст, беря его в кавычки, либо сокращенно излагать его своими словами (в последнем случае нельзя будет использовать выписку как цитату, поскольку в цитате не допускаются какие- либо изменения авторского текста, за исключением его сокращения).
      Выписки лучше делать на отдельных листах стандартного размера и писать только с одной стороны листа, оставляя по бокам поля. На полях нужно обязательно указывать номера страниц, на которых находятся выписанные отрывки (без этого не удастся потом правильно сделать сноски). Рекомендуется также сразу записывать на полях конспекта возникшие при чтении собственные замечания, догадки - вернувшись к ним впоследствии, можно будет при необходимости выстроить из них предположение или гипотезу.
      Пятое. Завершив в основном изучение источников и литературы, необходимо, прежде чем садиться за написание текста, попытаться хотя бы предварительно выстроить изученный материал в систему. Следует еще раз продумать формулировку темы и выстроить информационные блоки так, чтобы в комплексе они максимально полно раскрывали эту тему.
Любой доклад или письменная работа состоят обычно из трех основных частей: введения, основной части (в письменных работах слова "основная часть" не пишутся: обычно эта часть работы разделена на главы и параграфы) и заключения. Во введении дается постановка проблемы, характеризуются источники и историография (обязательно применительно к конкретной теме), определяются цели и задачи работы, обосновываются метод и логика исследования. В основной части рассматривается фактический материал, на основании анализа которого делаются выводы (в письменных работах каждая глава должна представлять собой как бы небольшое самостоятельное исследование, т.е. включать название, введение, основную часть и заключение). В заключении необходимо суммировать все те выводы, которые были сделаны в основной части, а также дать исчерпывающие ответы на все те вопросы, которые были поставлены во введении.
Учитывая вышесказанное, следует перед написанием текста попытаться составить развернутый план-проспект работы или доклада, отразив в нем предполагаемую структуру работы и основные выводы. Рекомендуется обсудить такой план с преподавателем (научным руководителем), чтобы при необходимости своевременно внести поправки.
      Шестое. Имея четко продуманный план-проспект работы, можно переходить к ее написанию. Рекомендуется сначала написать черновик основной части, а уже затем переходить к введению и заключению. Необходимо вести изложение собственными словами, ни в коем случае не прибегая к заимствованию кусков текста у других авторов (в научном мире это расценивается как плагиат). Работа не должна выглядеть как простой пересказ материала: необходимо сопоставлять разные версии источников, различные оценки исследователей, аргументированно отстаивая собственное мнение.
      Цитирование и ссылки на специальную литературу следует применять главным образом тогда, когда в этих изданиях приводятся какие-либо малоизвестные факты, или же оригинальные оценки, суждения. Не следует злоупотреблять цитированием; иногда бывает достаточно коротко изложить суть позиции автора. Но в любом случае необходимо комментировать цитаты и ссылки в тексте работы (например: "И.Д.Амусин делает вывод: "... в кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуальным", или: "Как подчеркивает И.Д.Амусин, у кумранитов играет особую роль идея индивидуального избранничества").
      Рекомендуется обратить особое внимание на стиль изложения. Не стоит делать слишком длинные предложения, нагромождая придаточные предложения и деепричастные обороты. Вместе с тем следует избегать использования "бытовой" лексики. Академический стиль изложения предполагает использование выражений типа "думается", "представляется более обоснованным", "по-видимому", "как нам кажется". Нежелательно писать или говорить "я считаю", "я опровергну" и т.п. Вообще, не принято привлекать излишнее внимание к собственной персоне, приводя автобиографические данные, когда это не связано прямо с темой исследования. Наилучшее впечатление оставляет четкий и лаконичный стиль работы, не лишенный в то же время некоторых художественных достоинств.
      Седьмое. Очень многое зависит не только от качества содержания, но и от формы подачи материала. Как правило, они соответствуют друг другу, но иногда плохая форма подачи наносит огромный ущерб неплохому содержанию.
      Если говорить о сообщении на семинаре или докладе на конференции, то здесь следует обратить особое внимание на то, чтобы аудитория легко и с интересом воспринимала информацию. Для этого бывает полезно использовать хотя бы некоторые из приемов ораторского искусства (четкое и достаточно громкое произношение, актуализирующие жесты и т.д.). Устное сообщение не должно быть загромождено обилием фактов и цифр. В нем следует особенно четко обозначить основную проблему. Необходимо также учитывать степень информированности аудитории, опираясь на уже известные ей факты и приводя новые. Не стоит злоупотреблять частым приведением малоизвестных греческих и латинских терминов. Завершая выступление, необходимо еще раз акцентировать внимание на основной идее доклада. Кроме этого, выступающий должен быть готов дать аргументированные и корректные ответы на возможные вопросы.
Оформление письменной работы по истории Древней Греции и Рима в целом соответствует действующим общим правилам и требованиям, предъявляемым к такого рода работам. От студента требуется лишь приучить себя неотступно следовать этим правилам, проявляя максимальную аккуратность и даже педантизм при оформлении работы. Особое внимание следует обратить на оформление сносок, а также списка использованных источников и литературы. По аккуратности оформления часто судят об отношении автора к своей работе.

[ Материал взят на сайте исторического факультета АлтГУ - http://hist.asu.ru/faculty/metod.shtml ]

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz