История древнего мира
Суббота
27.04.2024
13:04
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Тема 1. Хозяйство и общество Вавилона по Законам Хаммурапи. | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Тема 1. Хозяйство и общество Вавилона по законам Хаммурапи.

1. Природные условия древнего Двуречья.
2. Образование Вавилонского государства.
3. Судебник Хаммурапи как исторический источник.

4. Хозяйство:
- сельское хозяйство;
- ремесло;
- торговля.
5. Общественный строй:
- классовое и сословное деление свободных;
- рабство.
6. Судопроизводство и уголовное право.
7. Классовая сущность законодательства Хаммурапи.

И с т о ч н и к :
Законы Хаммурапи.
См. в кн.: Хрестоматия по истории древнего мира./Под ред. В.В.Струве. М., 1950. Т.1. С. 149-181. или Хрестоматия по истории Древнего Востока./Под ред. М.А.Коростовцева и др. М., 1980. Ч. 1. С.151-178.

Л и т е р а т у р а:

Всемирная история. М., 1955. Т.1. С. 288-298.
История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина. (Любое издание).
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983.
История Древнего Востока: Материалы по историографии. Учебное пособие/Под ред. В.И.Кузищина, А.А.Вигасина.- М., 1991.
Источниковедение истории Древнего Востока: Учебник для студ. истфаков вузов/ Под ред. В.И.Кузищина.- М., 1984.

Цель занятия - углубить знания по экономике и социальному строю Вавилонии, а также приобрести навыки работы с картой и историческими источниками.
Изучение этой темы рассчитано на три занятия, т.е. на 6 аудиторных учебных часов. На первом занятии будут рассмотрены три первых вопроса темы, причем главное внимание будет уделено работе с картой. Поэтому при подготовке к занятию следует внимательно изучить карту "Месопотамия”, помещенную в школьном или вузовском учебнике. Работая с картой, постарайтесь ответить на вопросы: почему в Двуречье классы и государство возникли раньше, чем в большинстве других стран мира? почему именно Вавилон стал столицей мощного централизованного государства?
Также на первом занятии будет подробно рассмотрена карточно-конвертная система работы с историческим источником. Она заключается в том, что по ходу  чтения судебника необходимо выбирать материал по вопросам плана на специальные карточки. Они представляют собой листы бумаги такого размера, чтобы их можно было вложить в обычный почтовый конверт. Каждая карточка должна быть должным образом озаглавлена: слева следует написать название источника, а справа - вопрос. Вот так:

Законы Хаммурапи      Сельское хозяйство. Земледелие.
Земледелие носило ирригационный характер -  § § 53, 55
Землю пахали, мотыжили, боронили -  § 44
...

 

Работать над источником надо вдумчиво и внимательно. Следует иметь ввиду, что в некоторых статьях могут быть данные по разным вопросам. Например, § 7 закона гласит: "Если человек купит из рук сына человека или из рук раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро или золото, или раба, или рабыню, или вола, или овцу, или осла, или что бы то ни было,- этот человек вор, его должно убить”. В этом параграфе имеются сведения по хозяйству (скотоводство, торговля), по имущественному расслоению, по рабству. Их надо выписать в соответствующие карточки. Например:


Законы Хаммурапи                                          Сельское хозяйство.
                                                                           Скотоводство.

     Разводили мелкий и крупный скот. Упоминаются вол, овца, свинья, осел - § 7.   

 

 

Законы Хаммурапи                                             Торговля.

     Крупные торговые сделки заключались при свидетелях и скреплялись договором  - § 7.

 

Законы Хаммурапи                                                Рабство.
                                                                              Положение рабов.

Допускается возможность торговой сделки с рабом при наличии свидетелей и договора. Это, а также то, что сын человека и раб человека ставятся в равные условия, говорит о том, что рабство носило патриархальный характер - § 7.

 

 

 

 

 

В эти карточки вносятся данные по вопросам и из других параграфов. Если материала много и он не умещается, нужно завести еще одну, две, три карточки. Таким образом выбирается весь материал, чтобы на занятии можно было теоретические положения подтвердить данными источника.
Обратите внимание, что в карточку заносится не механически переписанный текст источника, а его анализ, вывод из прочитанного!
Рассматривая вопрос о сельском хозяйстве, определите, какое место в экономике страны занимало земледелие, выясните роль ирригации. По ремеслу выберите весь материал о специализации ремесленников, технике, организации ремесла, о ремесленных изделиях. Особое внимание обратите на § 274, в котором установлена оплата труда ремесленников. По торговле и ростовщичеству: определите типы и категории торговцев, установите взаимоотношения между ними. Найдите данные о развитии внешней торговли. Что у вавилонян служило мерилом стоимости?
При подготовке вопроса о классовом и сословном делении вавилонского общества важно понять разницу между классами и сословиями. Найдите данные о классах и сословиях в законах, о рабах и их положении, об общине, о мушкенумах и авелумах. Подумайте о причинах правовых различий между сословиями свободных. Обратите внимание на источники рабства, положение рабов в обществе и семье. Установите различия в положении раба-должника и раба-иноплеменника.
По судопроизводству и уголовному праву определите способы установления истины. Составьте таблицу по видам наказаний и штрафам.
В заключение дайте оценку классовой сущности законов Хаммурапи, но не зацикливайтесь на их рабовладельческом характере. Помните, что общественный строй Древнего Востока гораздо сложнее, чем это представлено в школьном учебнике.
Учитывая сложность и новизну темы, Вам рекомендуется заполнить следующие карточки:
1. Сельское хозяйство. Земледелие.
2. Сельское хозяйство. Садоводство.
3. Сельское хозяйство. Скотоводство.
4. Ремесло.
5. Торговля.
6. Классы вавилонского общества.
7. Сословия свободных.
8. Рабство. Источники.
9. Рабство. Положение рабов.
10. Судопроизводство.
11. Уголовное право.

На втором занятии по данной теме студентам будет предложено выполнить письменную работу, заполнив специальную таблицу. Сделать это можно только основательно проштудировав литературу и имея под рукой карточки с проанализированным источником. В конце занятия письменное задание и карточки сдаются для проверки и оценки.

На третьем занятии подводится итог рассматриваемой темы, анализируются письменные работы и выставляются оценки.

За правильное, полное и своевременное оформление карточек вы получите 10 баллов (= 10).

Общая сумма баллов может быть снижена в следующих случаях:

Вид наказания

Изменение коэффициента

Не все вопросы плана отражены

- 0,2

Отсутствует анализ, т.е. в карточки просто переписан текст источника

- 0,3

Плагиат

- 0,5

Карточки представлены позже проведения практического занятия

- 0,5

Небрежность в оформлении

- 0,1

За письменную работу вы можете получить 30 баллов, т.е. = 30. Общая сумма баллов за работу на занятии может быть снижена в следующих случаях:

Вид наказания

Изменение коэффициента

Раскрыты не все вопросы

- 0,4

Выводы не подкреплены ссылками на источник

- 0,3

Текст источника не соответствует тезису

- 0,2

Вместо подтверждающего текста даны лишь ссылки на параграфы

- 0,3

Небрежное оформление

- 0,1

За счет активности участия в практическом занятии, за правильные и точные дополнения ответов коэффициент может быть повышен от + 0,1 до + 0,3 баллов.

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz