История древнего мира
Среда
13.12.2017
12:35
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Обзор источников | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Основным источником, помогающим восстановить события в Персии в 522 г. до н.э., является Бехистунская надпись. Надпись высечена на территории древней Мидии на высоте 105 метров от дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны. Размеры надписи составляют около 7 метров в высоту и 22 метров в ширину. Барельеф изображает триумф Дария I над мя­тежными царями. Бог Ахурамазда, парящий над всей груп­пой фигур, протягивает левую руку с кольцом к Дарию, со­вершая символический обряд вручения ему царской власти, а поднятой правой рукой благословляет его. Сам Дарий изображен в натуральную величину высотой около 1,80 м, на голове у него царская корона, правая рука поднята в мо­литвенном жесте к Ахурамазде, а в левой он держит лук. Правой ногой Дарий попирает своего предшественника на персидском троне Гаумату. Непосредственно за Гауматой изображены девять мятежных самозванцев, все они со свя­занными за спиной руками. Скала ниже надписей была обрублена вертикально и сделана в целях сохранности почти недоступной.

Текст состоит из 4 столбцов, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и датируемых 521—520 гг. до н. э., и 5 столбца, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. В надписи на скале Дарий обращается к грядущим поколениям и к богам с рассказом о своих подвигах.

В Бехистунской надписи содержится официальная версия о царствовании Гауматы. Кроме того, здесь приведены точные даты сражений против мятежников и указаны места, где они происходили, а также дано число убитых и взятых в плен противников Дария. Эти сведения заслуживают внимания, так как являются признаком достоверности многих сообщаемых надписью сведений. Тем не менее очевидна тенденциозность в освещении событий, связанных с воцарением Дария. Надпись много раз сообщает, что Дарий убил или захватил в плен десятки тысяч противников, но ни слова не говорит о его собственных потерях. По словам Дария, он везде и повсюду побеждал. Автор Бехистунской надписи (IV, 52 59) сам признает, что его рассказ может показаться невероят­ным тем, кто будет читать его. Но тем не менее он убеждает всех поверить его надписи, распространять ее содержание как истинную версию. Очевидно, современники Дария оспаривали официальную версию о событиях того времени как недостоверную. Это застав­ляло Дария сомневаться в том, что у будущих поколений, для которых предназначался текст, высеченный на Бехистунской скале, он найдет больше доверия, чем у своих современников. Поэтому он так настаивает на своей правоте.

Внима­тельное чтение надписи показывает, что в ряде случаев по­беды, которыми хвастается Дарий, на самом деле были по­ражениями, понесенными им.

Очевидно, что эта тенденциозность сохраняется и при описании правления Гауматы, так что к сведениям, сообщаемым о перевороте и личности Гауматы, надо относиться критично.

Сведения Бехистунской надписи о перевороте «мага Гауматы» и о свержении Гауматы Дарием I  существенно дополняет рассказ Геродота об этих же событиях. В распоряжении Геродота при изложении событий, связанных с воцарением Дария, по мнению М.А.Дандамаева, были источники, которые не восходят к Бехистунской надписи. Это в основном устная традиция персов, а также более ранние греческие авторы, например, Гекатей Милетский, Дионисий Милетский, Харон из Лампсака и Гелланик из Митилены. Геродоту, хотя он и был уроженцем малоазийского города Галикарнасса, вероятно, содержание Бехистунской надписи было известно только косвенно и отрывочно, и у него мы находим лишь скудные отголоски этой надписи. Так, например, в Бехистунской надписи Бардия назван братом «Камбиза, от одной матери и одного отца с ним», и точно такими же словами это передается Геродотом (III, 30). Также под влиянием официальной версии, изложенной в Бехистунской надписи, у Геродота Смердис назван магом.

«История» Геродота – чрезвычайно важный источник по истории Персидской державы. Он много путешествовал по странам Ближнего Востока, а позднее долгое время жил в Афинах. Никаких языков, кроме своего родного, он не знал и поэтому целиком зависел от услуг переводчиков.

Центральное место в труде Геродота занимает история греко-персидских войн, в которую как предыстория этих войн включены история Лидии, Вавилонии, Египта, Персии и других стран со множеством новелл, интереснейшего этнографического и фольклорного материала. В отличие от многих позднейших греческих авторов Геродот относился к персам объективно, без вражды, старался изложить и персидскую точку зрения на описываемые им события.

Источники, которыми пользовался Геродот, были довольно разнообразны. Это и официальные (или полуофициальные) персидские источники, которые он как подданный персидского царя мог получить на своей родине в Малой Азии, и устные рассказы персов и переводчиков, участников тех или иных событий и т. д. Среди информаторов Геродота, снабжавших его надежными сведениями, были и греки, которые в течение многих лет жили при дворе ахеменидских царей, или греческие мастера, работавшие в царских столицах, а затем вернувшиеся на родину.

Для нас особый интерес представляют сведения, сообщенные Геродоту Зопиром, правнуком Мегабиза, одного из участников заговора Дария. Этот Зопир, поселившись в Афинах, делился с Геродотом сведениями из преданий своего рода, принадлежавшего к числу наиболее знатных и близких ко двору, а потому мог сообщить и многие малоизвестные придворные подробности. Вполне возможно, что имя брата самозванца и его вдохновителя Патизифа, сообщаемое Геродотом, подсказано именно Зопиром. Только Зопир так называл титул министра («управителя своего дома»), а Геродот принял его за собственное имя. С другой стороны, семейные предания всегда тенденциозны, а у перебежавшего обиженного вельможи должны были быть и свои личные мотивы для окраски событий. Таким мотивом может быть неприятие царей Ахеменидской династии и Дария I как законного персидского владыки. Геродот, очевидно вслед за Зопирм, не говорит ни слова о родстве Дария с династией Ахеменидов — Дарий только наместник Персиды и получил престол исключительно вследствие хитрости конюха. Здесь Геродот главным образом противоречит Бехистунской надписи.

Однако сравнительный анализ двух источников, выявление сходства и противоречий в трактовке событий, сопоставление с данными других источников может помочь разобраться в интригах персидских царей и установить личность Бардии-Гауматы.

 

 

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz