Основным источником, помогающим восстановить события в Персии в 522 г. до н.э., является Бехистунская надпись. Надпись высечена на территории древней Мидии на высоте 105 метров от дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны. Размеры надписи составляют около 7 метров в высоту и 22 метров в ширину. Барельеф изображает триумф Дария I над мятежными царями. Бог Ахурамазда, парящий над всей группой фигур, протягивает левую руку с кольцом к Дарию, совершая символический обряд вручения ему царской власти, а поднятой правой рукой благословляет его. Сам Дарий изображен в натуральную величину высотой около 1,80 м, на голове у него царская корона, правая рука поднята в молитвенном жесте к Ахурамазде, а в левой он держит лук. Правой ногой Дарий попирает своего предшественника на персидском троне Гаумату. Непосредственно за Гауматой изображены девять мятежных самозванцев, все они со связанными за спиной руками. Скала ниже надписей была обрублена вертикально и сделана в целях сохранности почти недоступной.
Текст состоит из 4 столбцов, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и датируемых 521—520 гг. до н. э., и 5 столбца, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. В надписи на скале Дарий обращается к грядущим поколениям и к богам с рассказом о своих подвигах.
В Бехистунской надписи содержится официальная версия о царствовании Гауматы. Кроме того, здесь приведены точные даты сражений против мятежников и указаны места, где они происходили, а также дано число убитых и взятых в плен противников Дария. Эти сведения заслуживают внимания, так как являются признаком достоверности многих сообщаемых надписью сведений. Тем не менее очевидна тенденциозность в освещении событий, связанных с воцарением Дария. Надпись много раз сообщает, что Дарий убил или захватил в плен десятки тысяч противников, но ни слова не говорит о его собственных потерях. По словам Дария, он везде и повсюду побеждал. Автор Бехистунской надписи (IV, 52 59) сам признает, что его рассказ может показаться невероятным тем, кто будет читать его. Но тем не менее он убеждает всех поверить его надписи, распространять ее содержание как истинную версию. Очевидно, современники Дария оспаривали официальную версию о событиях того времени как недостоверную. Это заставляло Дария сомневаться в том, что у будущих поколений, для которых предназначался текст, высеченный на Бехистунской скале, он найдет больше доверия, чем у своих современников. Поэтому он так настаивает на своей правоте.
Внимательное чтение надписи показывает, что в ряде случаев победы, которыми хвастается Дарий, на самом деле были поражениями, понесенными им.
Очевидно, что эта тенденциозность сохраняется и при описании правления Гауматы, так что к сведениям, сообщаемым о перевороте и личности Гауматы, надо относиться критично.
Сведения Бехистунской надписи о перевороте «мага Гауматы» и о свержении Гауматы Дарием I существенно дополняет рассказ Геродота об этих же событиях. В распоряжении Геродота при изложении событий, связанных с воцарением Дария, по мнению М.А.Дандамаева, были источники, которые не восходят к Бехистунской надписи. Это в основном устная традиция персов, а также более ранние греческие авторы, например, Гекатей Милетский, Дионисий Милетский, Харон из Лампсака и Гелланик из Митилены. Геродоту, хотя он и был уроженцем малоазийского города Галикарнасса, вероятно, содержание Бехистунской надписи было известно только косвенно и отрывочно, и у него мы находим лишь скудные отголоски этой надписи. Так, например, в Бехистунской надписи Бардия назван братом «Камбиза, от одной матери и одного отца с ним», и точно такими же словами это передается Геродотом (III, 30). Также под влиянием официальной версии, изложенной в Бехистунской надписи, у Геродота Смердис назван магом.
«История» Геродота – чрезвычайно важный источник по истории Персидской державы. Он много путешествовал по странам Ближнего Востока, а позднее долгое время жил в Афинах. Никаких языков, кроме своего родного, он не знал и поэтому целиком зависел от услуг переводчиков.
Центральное место в труде Геродота занимает история греко-персидских войн, в которую как предыстория этих войн включены история Лидии, Вавилонии, Египта, Персии и других стран со множеством новелл, интереснейшего этнографического и фольклорного материала. В отличие от многих позднейших греческих авторов Геродот относился к персам объективно, без вражды, старался изложить и персидскую точку зрения на описываемые им события.
Источники, которыми пользовался Геродот, были довольно разнообразны. Это и официальные (или полуофициальные) персидские источники, которые он как подданный персидского царя мог получить на своей родине в Малой Азии, и устные рассказы персов и переводчиков, участников тех или иных событий и т. д. Среди информаторов Геродота, снабжавших его надежными сведениями, были и греки, которые в течение многих лет жили при дворе ахеменидских царей, или греческие мастера, работавшие в царских столицах, а затем вернувшиеся на родину.
Для нас особый интерес представляют сведения, сообщенные Геродоту Зопиром, правнуком Мегабиза, одного из участников заговора Дария. Этот Зопир, поселившись в Афинах, делился с Геродотом сведениями из преданий своего рода, принадлежавшего к числу наиболее знатных и близких ко двору, а потому мог сообщить и многие малоизвестные придворные подробности. Вполне возможно, что имя брата самозванца и его вдохновителя Патизифа, сообщаемое Геродотом, подсказано именно Зопиром. Только Зопир так называл титул министра («управителя своего дома»), а Геродот принял его за собственное имя. С другой стороны, семейные предания всегда тенденциозны, а у перебежавшего обиженного вельможи должны были быть и свои личные мотивы для окраски событий. Таким мотивом может быть неприятие царей Ахеменидской династии и Дария I как законного персидского владыки. Геродот, очевидно вслед за Зопирм, не говорит ни слова о родстве Дария с династией Ахеменидов — Дарий только наместник Персиды и получил престол исключительно вследствие хитрости конюха. Здесь Геродот главным образом противоречит Бехистунской надписи.
Однако сравнительный анализ двух источников, выявление сходства и противоречий в трактовке событий, сопоставление с данными других источников может помочь разобраться в интригах персидских царей и установить личность Бардии-Гауматы.
|