Для
написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие
конструкции:
Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней…
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью
следует…
Довод не снимает его вопроса, а
только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью
сказать, что …
Многообразные
способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до
некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные
предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим
изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном
предложении упрощаются союзы. Например:
Не следует писать
|
Следует писать
|
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…
|
Таким образом, в ряде случаев…
|
Имеющиеся данные показывают, что…
|
По имеющимся данным
|
Представляет собой
|
Представляет
|
Для того чтобы
|
Чтобы
|
Сближаются между собой
|
Сближаются
|
Из таблицы 1 ясно, что…
|
Согласно таблице 1.
|
Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
- Переход от перечисления к
анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей,
рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый,
исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит
(поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих,
определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих,
спорных...) вопросов (проблем...)
- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:
·
Одним из
самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш
взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения),
является вопрос о...
· Среди
перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является
вопрос о...
· Мы хотим
(хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
- Переход от анализа отдельных вопросов к общему
выводу
· В заключение
можно сказать, что...
· На основании
анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
· Таким
образом, можно сказать, что...
· Итак, мы
видим, что...
При реферировании научной статьи обычно используется
модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных
вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что);
останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов,
проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем,
после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2. Глаголы, используемые для обозначения
исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет,
утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует,
констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов,
попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает,
замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в
информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает
картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости,
о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры,
примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты
эксперимента и т.д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается,
опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует,
подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ...
что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые
автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает...
на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз,
еще раз) возвращается ... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает,
концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов,
подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги,
подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей
полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого;
соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч
пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу,
поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать...
что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться,
пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности,
в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
|