А
Авелум (авилум, «человек») – одно из
сословий древневавилонского общества, свободный общинник и глава
патриархальной семьи, имеющий в собственности определенную часть
общинной земли.
В
Варны - (санскр., букв. — качество,
цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей
варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты,
незапятнанности. Брахманы выполняли
обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней
Индии придавалось исключительно важное значение; они считались
представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения
жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также
хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение
многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились
исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман
проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя,
где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.
Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им
приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии.
Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и
колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств.
Третья варна — вайшью — земледельцы и
ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала
обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать.
Среди них были и весьма состоятельные люди.
Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр —
служить представителям высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и
вайшью, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и,
видимо, были потомками покоренного населения. Три высшие варны
назывались также «дваждырожденными», поскольку проходили обряд «второго
рождения» — посвящения в арии. Во время этого обряда на мальчика
надевали священный шнурок, после чего он считался полноправным членом
своей варны. Принадлежность человека к своей варне передавалась по
наследству: ребенок, рожденный в семье брахмана, становился брахманом, и
т. п. В Древней Индии осуждалась женитьба на женщине из другой варны.
Особенным грехом считалось создание такой семьи, в которой жена выше по
варне, а муж — ниже; тогда их дети становились неполноправными.
Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем варнам, часть
населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались чандалы —
«неприкасаемые»; они были настолько презираемы в обществе, что
запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не
оскверниться.
Представление о варнах было тесно связано с верой в
перерождения, согласно которой душа человека после его смерти
переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех»
будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек
рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости
от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой
жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания не
только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии.
Д
Деспотия - (греч. despoteia —
неограниченная власть), форма самодержавной неограниченной власти.
Классическая деспотия — государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и
др.).
Древневосточная община – социально-экономическая, военно-политическая и религиозная организация свободных граждан, важная форма их сплочения.
З
Зиккурат - (аккадск.), в
архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3-7
ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.
И
Ирригация (орошение) - подвод воды
на поля, испытывающие недостаток влаги, для создания
сельскохозяйственным растениям оптимального водного режима; вид
мелиорации. Для орошения строят оросительные системы. Орошение —
непременное условие развития хлопководства, рисосеяния, овощеводства и
др.
Ишшиаккум - наследственная должность правителя
Древнего Ашшура, который обладал религиозными функциями, руководил
храмовым строительством и другими общественными работами, а во время
войны становился военачальником.
Л
Лугаль – военачальник-правитель в шумерийских городах-государствах.
М
Мушкенум ("падающий ниц", т. е.
"бивший челом" к царю с просьбой о принятии на службу) - одно
из сословий древневавилонского общества, держатель участка царской
земли под условием выполнения определенной службы, царский
служащий.
Н
Неджес – главы больших и малых патриархальных семей в Древнем Египте, сведения о которых дошли со времени Среднего царства.
Ном - (от греч. nomos — область, округ),
административный округ в Древнем Египте. Каждый ном имел политический и
религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество и их
площадь менялись.
П
Панкус – народное собрание в Хеттском царстве, состоящем из мужчин-воинов.
С
Сатрапия – административный округ Персидской державы.
Сословие – большая группа людей, обладающая наследственными правами и обязанностями, закрепленными в обычае или в законе.
Т
Тулия – совет родовой знати в Хеттском царстве.
Ф
Фараон - термин, обозначающий царя
Древнего Египта; происходит от словосочетания «pr-oh», означающего
«великий дом». Начиная со времени Тутмоса III (XV в. до н. э.) этот
термин постоянно используется в египетских источниках для обозначения
царя; впоследствии он перешел в греческий и еврейский языки, а оттуда —
в современные европейские.
Ч
Чати - верховный сановник египетского фараона, осуществлявший от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой.
Ш
Шадуф – водоподъемное сооружение
Древнего Египта, позволившее освоить т.н. «высокие поля», т.е.
земельные участки до которых не поднимались воды Нила во время
разливов.
Э
Энси – жрец-правитель в шумерийских городах-государствах.
|