История древнего мира
Пятница
18.08.2017
02:22
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Семинар 7 | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Семинар 7. Западное христианство в эпоху Реформации.

 

Предпосылки Реформации в Западной Европе.

Социально-экономические и политические предпосылки: становление национальных государств, развитие городов, формирование буржуазного хозяйства.

Идеологические предпосылки: падение авторитета папства и католической церкви, рост еретических движений, хилиазм, книгопечатание, становление капиталистической идеологии.

 

  1. Реформация в Германии. Выступление М. Лютера в 1517 г. как начало европейской Реформации. Аугсбургский рейхстаг 1518 г. и начало церковного раскола в Германии. Учение Лютера о церкви и спасении. Социальные силы Реформации в Германии: единство и противоречия. «Народная реформация»: анабаптисты, Т. Мюнцер и др. Крестьянская война 1524 г. Расслоение Реформации в Германии в 1525-1530 гг. и формирование лютеранской церкви. «Аугсбургское исповедание» 1530 г. и Нюрнбергский религиозный мир. Аугсбургский мир 1555 г. и окончательное оформление лютеранской государственной церкви.  Необходимо  четко  представить  суть  критики  Мартином  Лютером  основ католической  церкви:  в  организационной,  доктринальной  и  культовой сферах. Следует выявить основные положения его учения, проследить этапы его  формирования,  связанные  со  становлением  Лютера  как  личности («инцидент в башне» и т. п.). При рассмотрении особенностей формирования лютеранской  церкви,  необходимо  учесть  политическую  ситуацию  в германских  княжествах  в  первой  половине XVI века,  интересы  немецких князей,  позицию  императора  Священной  германской  империи,  требования Рима.  Необходимо  объяснить  политику  дистанцирования  лютеранской церкви от других реформаторских направлений, прежде всего, кальвинизма и анабаптизма,  позицию Лютера  и  его  ближайших  сподвижников  по  поводу Великой крестьянской войны 1524 года. Особенно важно отразить изменения в  основаниях  лютеранства  после  смерти  Лютера;  с  данной  точки  зрения необходимо  проанализировать  теологическую  работу  Меланхтона, завершившую  собой  формирование  лютеранской  теологии.  В  завершение, необходимо  рассмотреть  лютеранский  канон:  его  основные  книги  и постулаты, символ веры и т. д.
  2. Реформация в Швейцарии. Специфика развития Швейцарского союза («лесные» и «городские» кантоны) в контексте распространения реформационных учений. Деятельность У. Цвингли в Цюрихе и оформление цвинглианской церковной организации. Расширение церковно-политического раскола в Швейцарии и победа католических кантонов в 1531 г. Смерть У. Цвингли. Характеризуя  личность  и  учение  У.  Цвингли,  следует  рассмотреть особенности религиозно-политической ситуации в Швейцарских кантонах, в т.  ч.  в  Цюрихе.  Необходимо  рассказать  о  реформаторской  деятельности Цвингли,  основных  принципах  его  учения,  объяснить  причины  его неудачных  переговоров  о  союзе  с  Лютером  и  немецкими  князьями,  как идеологического, так и политического характера. 
  3. Деятельность Ж. Кальвина в Женеве. Формулирование им основных положений кальвинизма и организация кальвинистской церкви. Специфика правления Кальвина в Женеве и его борьба с оппозицией (анабаптисты, «перринисты» и др.). Утверждение кальвинизма в Швейцарии и формирование национальной швейцарской церкви. Распространение кальвинизма в Европе.  Прежде чем говорить о Жане Кальвине и  его  учении, следует рассмотреть  особенности  развития  религиозно-политической ситуации  в Женеве,  сравнив  ее  с  Цюрихом.  Следует  объяснить  причины победы  протестантизма  в  Женеве;  отметить  специфику  личности  Жана Кальвина;  рассмотреть  основные  принципы  его  учения,  изложенные  в  его главных  трудах («Наставление в христианской вере» и др.). Далее  следует рассмотреть  организационные  аспекты  кальвинизма,  причины  его распространения, в отличие от лютеранства, по всему миру.
  4. Утверждение кальвинизма во Франции и организация «Церкви реформированного слова». Гугенотские войны 1562-1598 гг. и Варфоломеевская ночь 1572 г. Приход к власти Генриха IV Наваррского и Нантский эдикт 1598 г.
  5. Католическая реформа в XVI в. как позитивная реакция католической церкви на распространение Реформации в Европе. Основные силы католической реформы (т. н. новые ордена: театинцы, иезуиты и др.). Периодизация католической реформы. Самостоятельный период в реформе (Карафа и театинцы). Переход инициативы в руки папства при Павле III (утверждение ордена иезуитов, созыв Тридентского собора). Тридентский собор 1545-1563 гг.: его цели, этапы работы, результаты.  Работа  Тридентского  собора  должна рассматриваться  как кульминация  расхождения  традиционной  католической  догматики  и протестантской  реформации.  Необходимо  объяснить  значение догматической деятельности собора, проанализировать основные результаты его работы, особо подчеркнув роль решений о Катехизисе католической веры и образовании.
  6. Контрреформация XVI в. как негативная реакция католической церкви на распространение Реформации в Европе. Стадии контрреформации и её основные движущие силы (реорганизация папской инквизиции, орден иезуитов, «Индекс» и т. д.). Другие средства контрреформации (литературная полемика и контроверсное богословие, колониальные миссии и др.). Пий IV как организатор контрреформации. Успехи контрреформации при Пии V и Григории XIII. Григорианская реформа католического образования и календаря. Реформы Сикста V по укреплению папской власти (реформа кардинальского корпуса, нунциатуры, финансов и т.д.). Расцвет эпохи «барокко» в Риме.
  7. Общество  Иисуса (иезуиты):  структура,  идеология,  цели  и средства. И. Лойола. Роль  и  место  Общества  Иисуса (иезуитов)  должны  рассматриваться  в контексте контрреформаторской деятельности Римско-Католической церкви. Необходимо рассмотреть личность и учение св. Игнатия Лойолы, основателя ордена,  опираясь  на  его «Духовные  Упражнения».  Характеризуя  орден иезуитов,  необходимо  сказать  о  его  структуре,  идеологии,  особо  отметив проблему  соотношения  цели  и  средств  в  достижении  поставленных  перед орденом  задач,  сферах  деятельности (проповедь,  исповедь,  воспитание, образование, миссионерство). Подводя итоги необходимо объяснить, в чем заключалась  принципиальная  новизна  Общества  Иисуса  по  сравнению  со старыми нищенствующими орденами, францисканцами и доминиканцами, и чем она объяснялась.

 

Литература:

 

1.  Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1995.

2.  Кальвин Ж.. Наставление в христианской вере. – Т. 1-2. – М., 1997. 

3.  Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., 1989.

 4.  Маграт А. Богословская мысль Реформации. – Одесса, 1994.

5.  Гараджа В. И. Протестантизм. – М., ИПЛ, 1971.

6.  Очерки истории западного протестантизма. – М., 1995.

7.  Я.  Гус.  М.  Лютер.  Ж.  Кальвин.  Торквемада.  Лойола.  Биографические очерки. – М., 1995.

8.  Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. М. Лютер и его время. – М., 1984.

9.  Бецольд. История Реформации в Германии. – Т. 1-2. – СПб., 1990.

10. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране? – СПб., 1994.

11. Иванов  В.  В.  У.  Цвингли  и  военные  программы  южно-немецкого

крестьянства в 1525 г. // Проблемы истории Западной Европы развитого и

позднего феодализма. – Иваново, 1986.

12. Поршнев  Б.  Ф.  Кальвин  и  кальвинизм // Вопросы  истории  религии  и атеизма. – М., 1958. - № VI.

13. Миттер Х. Г. Основные идеи кальвинизма. – СПб., 1995.

14. Смирин М. М. Народная реформация Т. Мюнцера и Великая крестьянская война. – М., 1955.

15. История баптизма. Сб. – Вып. 1. – Одесса, 1996.

16. Митрохин Л. Баптизм. – М., 1997.

17. Крестьянинов В. Меннониты. – М., 1967

18. Ипатов Л. Меннониты. – М., 1978

19. Лившиц Г. Реформационное движение в Чехии и Германии. – М., 1978.

20.  Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической церкви. – М., 1994.

21.  Лойола И., св. Рассказ паломника о своей жизни. – М., 2002.

22.  Шмонин Д. В. О философии иезуитов, или "Три крупицы золота в шлаке схоластики" (Молина, Васкес, Суарес) // Вопросы философии, № 5, 2002.

23.  Бемер Г. Иезуиты. – СПб., 1999.

24.  Михневич Д. Б. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). – М., 1955.

25.  Великович Л. М. Иезуиты вчера и сегодня. – М., 1972.

26.  Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. – М., 1985.

27. Андреев А. Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи XVI –начало XIX века. – М., Русская панорама, 1998.

28. Крицкий Л. Г. Испанская церковь и роль католицизма в Латинской Америке в XVI-XIX вв. // ВИ, 4, 1973.

29. Григулевич И. Р. Крест и меч: Католическая церковь в испанской Америке, XVI-XVIII вв. – М., 1977.

30. Федин А. В. Игнатий Лойола – создатель концепции миссионерской деятельности  Общества Иисуса // Всеобщая история: Современные исследования. Межвузовский

сборник научных трудов. – Вып. 14. – Брянск, 2005.

 

 

 

Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz