История древнего мира
Пятница
20.10.2017
04:45
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Древний Египет [9]
Общие лекции
Мини-лекции [15]
Мини-лекции
Древняя Индия [3]
Древняя Индия
Древний Китай [3]
История древнего Китая

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории Древнего Востока » Мини-лекции

Древний Иран
29.06.2011, 11:13
На рубеже II-I тыс. до н.э. на территорию к востоку от Элама стали проникать индоиранские племена, выделившиеся из более широкого семейства индоевропейских племен. Персидское государство было образовано путем объединения индоиранских племен во главе с персидским племенным союзом. Первым вождем этого союза был Ахемен, живший в конце VIII - начале VII вв. Его преемники, Ахемениды, составили династию царей древнеперсидской державы, а потому иногда встречается понятие Персидская держава Ахеменидов.
Страна, где поселились персы, была исконной землей эламитов, поэтому Персия долгое время находилась в политической зависимости от государства Элам. После разгрома Элама ассирийским царем Ашшурбанапалом в 40-30-х гг. VII в. персы освободились от эламского господства, но вскоре превратились в данников Мидии.
В 558 г. царем Персии стал Кир II (558-530 гг. до н.э.). Его ближайшей целью стало освобождение от мидийского господства. Покорив в 550 г. Мидию, Кир в течение следующих двух лет захватил Парфию и Гирканию, входившие в состав бывшей Мидииской державы. В 546 г. персы покорили и Лидию в Малой Азии, которая в то время наряду с Вавилонией и Египтом была одним из крупнейших государств Ближнего Востока. Таким образом, персы вышли к Эгейскому морю. Между 545 и 539 гг. Кир подчинил на Иранском нагорье территории нынешних государств Иран и Афганистан, включая Дрангиапу и Бактрию, и проник в Среднюю Азию, завоевав Маргиапу (оазис Мары в Туркмении), Согдиану (область Самарканда и р. Зеравшан) и Хорезм (пизовья Амударьи). Таким образом, персидское господство достигло северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна Сырдарьи. Только после того как ему удалось достигнуть этих отдаленных пределов в северо-восточном направлении, Кир выступил против Вавилонии.

В течение двух месяцев (август — сентябрь) 539 г. Вавилония была захвачена персами. Народам, которые были насильственно поселены в Месопотамии вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны.
Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Более того, власть Кира в Вавилонии не рассматривалась как чужеземное господство, а сам Кир принял титул «царь Вавилона, царь стран». Однако фактически Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию Ахеменидской державы и лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть теперь принадлежала персидскому наместнику.
После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта (Сирия, Палестина и Финикия) подчинились персам. Захват Египта был осуществлен сыном Кира Камбизом (530-522 гг. до н.э.). Однако пока Камбиз находился в Египте в самой Персии вспыхнуло восстание, т.н. переворот Гауматы (522 г. до н.э.). Гаумата продолжал политику своего предшественника Камбиза, но проводил ее более решительно: боролся против родовой знати, за централизацию государства и усиление царской власти. Гаумата опирался на свободных общинников Персиды и Мидии. В отличие от Камбиза, он понимал, что для сохранения Персидской державы необходимо смягчение гнета в завоеванных областях. Этим объясняется отмена им податей и военной службы сроком на три года. За семь месяцев правления Гауматы не засвидетельствованы восстания против него, в то время как в последний год правления Камбиза их было много. Когда в сентябре 522 г. до н. э. Дарию удалось устранить Гаумату и захватить власть, против него почти повсеместно вспыхнули восстания, на подавление которых ушло более года. В Мидии восстание длилось более семи месяцев и было одним из самых крупных народных движений того времени.

Переворот Дария был поддержан родовой знатью, привилегии которой были восстановлены. В то же время Дарий, стремясь укрепить свои позиции, пытался несколько ограничить засилье знати. Персы были освобождены от налогов и трудовых повинностей. После подавления восстаний Дарий приступил к осуществлению реформ, укреплявших государство: разделил всю державу на административно-податные округа, ограничил функции сатрапов, поручив им лишь сбор податей и судопроизводство в сатрапиях, а военную власть передал в руки лиц, которые подчинялись непосредственно царю.
По военной реформе Дария воины наделялись участками земли в завоеванных странах. В состав военных колонистов входили представители различных племен и народов, при обязательном соблюдении одного принципа: в их числе не должно быть жителей данной страны. Они обязаны были нести военную службу, а в свободное от походов время возделывать землю. Военные колонисты (за исключением персов) платили подати в царскую казну.
Большое значение имела денежная реформа Дария. Наряду с чеканкой золотой монеты — дарика, что было прерогативой царской власти, серебряные и медные деньги имели право чеканить сатрапы, автономные города Финикии, Малой Азии и зависимые цари. Однако в Ахеменидской державе, за исключением греческих городов Малой Азии и Финикии, монеты не имели хождения, а в качестве денег использовались слитки серебра, которые взвешивались каждый раз при торговых сделках. Монеты также принимали по (весу, не считаясь с авторитетом государственной пробы. Золото же вообще пенилось само по себе, как, товар, и не играло роли денег. Даже царские сановники получали жалованье продуктами и изредка деньгами в виде слитков серебра.
При Кире и Каибизе с сатрапий взимались «дары», размер которых не был строго фиксирован, что, естественно, приводило к злоупотреблениям. Дарий упорядочил систему налогообложения, учитывая экономические возможности входивших в его державу областей. Подати уплачивались деньгами, что отрицательно сказывалось на развитии товарно-денежных отношений во всей Персидской державе: поступая в царские сокровищницы, деньги в значительной части оседали таи, и лишь ничтожная доля их пускалась в обращение. В Вавилоне и Египте ощущался недостаток в серебре, поэтому нередко прибегали к прямому товарообмену.
Взимание «даров» сохранилось по отношению к народам отдаленных окраин, над которыми трудно было установить контроль (арабы, колхи, скифы поставляли лошадей, благовония и пр.). Сохранив в ряде финикийских и малоазийских городов наследственных царей и тиранов, персидская администрация не вмешивалась в их внутренние дела, но неукоснительно взимала с них подати. Аналогичную политику проводили персидские цари и в отношении храмов. Они не вмешивались в дела культа, но храмы должны были платить подати и посылать своих рабов для работы в царском хозяйстве. Лишь некоторые храиы, находившиеся в привилегированной положении, были освобождены от податей и повинностей (например, храм Аполлона в Магнезии, Иерусалимский храм, храм Амона в Мемфисе).
При преемниках Дария I происходит постепенное ослабление Персидской державы.

Категория: Мини-лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 1150 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz