На рубеже II-I тыс.
до н.э. на территорию к востоку от Элама стали проникать индоиранские
племена, выделившиеся из более широкого семейства индоевропейских
племен. Персидское государство было образовано путем объединения
индоиранских племен во главе с персидским племенным союзом. Первым
вождем этого союза был Ахемен, живший в конце VIII - начале VII вв. Его
преемники, Ахемениды, составили династию царей древнеперсидской
державы, а потому иногда встречается понятие Персидская держава
Ахеменидов.
Страна, где поселились персы, была исконной землей эламитов,
поэтому Персия долгое время находилась в политической зависимости от
государства Элам. После разгрома Элама ассирийским царем Ашшурбанапалом
в 40-30-х гг. VII в. персы освободились от эламского господства, но
вскоре превратились в данников Мидии.
В 558 г. царем Персии стал Кир II (558-530 гг. до н.э.). Его
ближайшей целью стало освобождение от мидийского господства. Покорив в
550 г. Мидию, Кир в течение следующих двух лет захватил Парфию и
Гирканию, входившие в состав бывшей Мидииской державы. В 546 г. персы
покорили и Лидию в Малой Азии, которая в то время наряду с Вавилонией и
Египтом была одним из крупнейших государств Ближнего Востока. Таким
образом, персы вышли к Эгейскому морю. Между 545 и 539 гг. Кир подчинил
на Иранском нагорье территории нынешних государств Иран и Афганистан,
включая Дрангиапу и Бактрию, и проник в Среднюю Азию, завоевав Маргиапу
(оазис Мары в Туркмении), Согдиану (область Самарканда и р. Зеравшан) и
Хорезм (пизовья Амударьи). Таким образом, персидское господство
достигло северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и
бассейна Сырдарьи. Только после того как ему удалось достигнуть этих
отдаленных пределов в северо-восточном направлении, Кир выступил против
Вавилонии.
В течение двух месяцев (август —
сентябрь) 539 г. Вавилония была захвачена персами. Народам, которые
были насильственно поселены в Месопотамии вавилонскими царями, Кир
разрешил вернуться в свои страны.
Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и
ничего не изменил в социальной структуре страны. Более того, власть
Кира в Вавилонии не рассматривалась как чужеземное господство, а сам
Кир принял титул «царь Вавилона, царь стран». Однако фактически
Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию
Ахеменидской державы и лишилась всякой независимости во внешней
политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть
теперь принадлежала персидскому наместнику.
После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта
(Сирия, Палестина и Финикия) подчинились персам. Захват Египта был
осуществлен сыном Кира Камбизом (530-522 гг. до н.э.). Однако пока
Камбиз находился в Египте в самой Персии вспыхнуло восстание, т.н.
переворот Гауматы (522 г. до н.э.). Гаумата продолжал политику своего
предшественника Камбиза, но проводил ее более решительно: боролся против
родовой знати, за централизацию государства и усиление царской власти.
Гаумата опирался на свободных общинников Персиды и Мидии. В отличие от
Камбиза, он понимал, что для сохранения Персидской державы необходимо
смягчение гнета в завоеванных областях. Этим объясняется отмена им
податей и военной службы сроком на три года. За семь месяцев правления
Гауматы не засвидетельствованы восстания против него, в то время как в
последний год правления Камбиза их было много. Когда в сентябре 522 г.
до н. э. Дарию удалось устранить Гаумату и захватить власть, против
него почти повсеместно вспыхнули восстания, на подавление которых ушло
более года. В Мидии восстание длилось более семи месяцев и было одним
из самых крупных народных движений того времени.
Переворот Дария был поддержан родовой знатью,
привилегии которой были восстановлены. В то же время Дарий, стремясь
укрепить свои позиции, пытался несколько ограничить засилье знати.
Персы были освобождены от налогов и трудовых повинностей. После
подавления восстаний Дарий приступил к осуществлению реформ, укреплявших
государство: разделил всю державу на административно-податные округа,
ограничил функции сатрапов, поручив им лишь сбор податей и
судопроизводство в сатрапиях, а военную власть передал в руки лиц,
которые подчинялись непосредственно царю.
По военной реформе Дария воины наделялись участками земли в
завоеванных странах. В состав военных колонистов входили представители
различных племен и народов, при обязательном соблюдении одного
принципа: в их числе не должно быть жителей данной страны. Они обязаны
были нести военную службу, а в свободное от походов время возделывать
землю. Военные колонисты (за исключением персов) платили подати в
царскую казну.
Большое значение имела денежная реформа Дария. Наряду с
чеканкой золотой монеты — дарика, что было прерогативой царской власти,
серебряные и медные деньги имели право чеканить сатрапы, автономные
города Финикии, Малой Азии и зависимые цари. Однако в Ахеменидской
державе, за исключением греческих городов Малой Азии и Финикии, монеты
не имели хождения, а в качестве денег использовались слитки серебра,
которые взвешивались каждый раз при торговых сделках. Монеты также
принимали по (весу, не считаясь с авторитетом государственной пробы.
Золото же вообще пенилось само по себе, как, товар, и не играло роли
денег. Даже царские сановники получали жалованье продуктами и изредка
деньгами в виде слитков серебра.
При Кире и Каибизе с сатрапий взимались «дары», размер которых
не был строго фиксирован, что, естественно, приводило к
злоупотреблениям. Дарий упорядочил систему налогообложения, учитывая
экономические возможности входивших в его державу областей. Подати
уплачивались деньгами, что отрицательно сказывалось на развитии
товарно-денежных отношений во всей Персидской державе: поступая в
царские сокровищницы, деньги в значительной части оседали таи, и лишь
ничтожная доля их пускалась в обращение. В Вавилоне и Египте ощущался
недостаток в серебре, поэтому нередко прибегали к прямому товарообмену.
Взимание «даров» сохранилось по отношению к народам отдаленных
окраин, над которыми трудно было установить контроль (арабы, колхи,
скифы поставляли лошадей, благовония и пр.). Сохранив в ряде
финикийских и малоазийских городов наследственных царей и тиранов,
персидская администрация не вмешивалась в их внутренние дела, но
неукоснительно взимала с них подати. Аналогичную политику проводили
персидские цари и в отношении храмов. Они не вмешивались в дела культа,
но храмы должны были платить подати и посылать своих рабов для работы в
царском хозяйстве. Лишь некоторые храиы, находившиеся в
привилегированной положении, были освобождены от податей и повинностей
(например, храм Аполлона в Магнезии, Иерусалимский храм, храм Амона в
Мемфисе).
При преемниках Дария I происходит постепенное ослабление Персидской державы.
|