История древнего мира
Пятница
26.04.2024
04:39
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Древний Египет [9]
Общие лекции
Мини-лекции [15]
Мини-лекции
Древняя Индия [3]
Древняя Индия
Древний Китай [3]
История древнего Китая

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории Древнего Востока » Мини-лекции

Древняя Палестина
29.06.2011, 11:10
Проникновение древнееврейских племен в Палестину  было постепенным и не сопровождалось полным уничтожением местного ханаанейского населения, его общества и культуры. Поэтому так называемая эпоха судей (XII-XI вв. до н.э.) характеризовалась длительным сосуществованием и взаимовлиянием двух различных структур - городского сословно-классового общества ханаанеев и родоплеменного общества древних евреев.
Основной единицей социальной организации древних евреев являлся отцовский род, в коллективной собственности которого была земля. Род имел общие празднества и общее место захоронения, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи, имущество должно было оставаться в роду. В состав каждого рода входили большие отцовские семьи, состоявшие из трех-четырех поколений потомков одного отца, владевшие наделом родовой земли, отвечавшие за преступления, совершаемые их членами, и т.д. Высшей, относительно стабильной единицей являлось племя, или "колено". Ощущение межплеменной общности, но главным образом необходимость взаимодействия и взаимопомощи в покорении ханаанейских государств способствовали образованию недолговечных и непрочных племенных союзов. Эти союзы, как правило, возглавлялись советом предводителей, но в экстраординарных ситуациях выдвигались, так называемые, судьи, выполнявшие функции временных военных и гражданских вождей.В середине XI в. до н.э., когда усилился напор филистимлян, давление восточных соседей, среди части родовой знати и влиятельного жречества зародилось стремление к созданию прочной централизованной власти.

Около 1020 г. до н.э. Саул из малочисленного, но связанного с группой северных племен "колена" Вениамин, был провозглашен царем. Он осуществил ряд действенных мер по объединению "колен" и созданию центральной власти:

  • создал более или менее постоянную столицу в г. Гивеа;
  • упорядочил набор племенного ополчения, ядро которого составляли так называемые отборные левши - воины из "колена" Вениамин, в одинаковой мере владевшие обеими руками,
  • ввел, может быть, помимо и наряду с племенной организацией территориально-административное деление страны на 5-6 округов и т.д.

Все эти мероприятия позволили Саулу одержать ряд побед над филистимлянами и другими соседями, но одновременно усилили оппозицию против него. После гибели Саула к власти приходит Давид, для политики которого характерны две противоречивые тенденции:

  • стремление обеспечить себе поддержку "колен" признанием и сохранением родо-племенных институтов и традиций
  • стремление укрепить государство, царскую власть путем усиления территориально-административной организации в ущерб родо-племенной.

 Все длительное царствование Давида (ок. 1000-965 гг. до н.э.) пронизано этим противоречием, обусловившим и силу, и слабость создаваемого государства.
Одним из первых начинаний Давида было взятие сильно укрепленного Иерусалима (в 995 г. до н.э.), объявленного им своей столицей. Поскольку Иерусалим находился вне территорий "колен", то перенос столицы в этот стратегически важный город способствовал усилению власти царя. На это же были направлены и другие мероприятия Давида.

  • Он реорганизовал вооруженные силы, создав, наряду с племенным ополчением, зависимый от царя и верный лично ему отряд так называемых витязей и постоянное войско из чужеземных наемников.
  • Вся страна была разделена на двенадцать округов, границы которых более или менее соответствовали племенным территориям, но включали также покоренные ханаанейские города, а назначение "начальников" над этими округами было явным нарушением племенной автономии.
  • Был оформлен центральный государственный аппарат в Иерусалиме, включавший "начальников над имуществом царя Давида", т.е. чиновников создаваемого царского сектора экономики, "советников" царя и др. Более определенными стали также функции царя: он был верховным предводителем войска, обладал ограниченной судебной властью, участвовал в культе, однако ни Давид, ни его преемники не были царями-жрецами.

Создание дееспособного государственного аппарата позволяло Давиду вести активную и успешную внешнюю политику, чему содействовало также ослабление в XI в. до н.э. государств-гегемонов Передней Азии - Египта, Ассирии и иных.
Преемником Давида стал его младший сын Соломон (965-926 гг. до н.э.), сделавший однозначный выбор тенденции к укреплению центральной государственной власти в ущерб родо-племенным традициям.
Соломон продолжил начатое его отцом оформление центрального государственного аппарата.
Грандиозное строительство и роскошный двор, многочисленное чиновничество и наемное войско требовали огромных расходов, и Соломон установил единую податную систему. Все государство было разделено на 12 податно-административных округов. С населения взималась натуральная подать - десятина с урожая и с годового приплода скота.
Помимо натуральной подати часть населения страны, главным образом покоренные ханаанеи, должна была выполнять также трудовые повинности. Однако нередко, для строительства крепостей, Иерусалимского храма и т.д., к трудовой повинности привлекался также "весь Израиль", что не могло не усиливать недовольство значительной части населения, особенно северных "колен", не укрепить их центробежные устремления, ставшие особенно интенсивными после смерти грозного царя и в связи с воцарением его сына Ровоама (935- 910 гг. до н.э.).

Категория: Мини-лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 1893 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz