В последние века
додинастического времени возникает египетская письменность, в основе
которой лежит фонетический принцип; происходит интенсивное накопление
научных знаний (особенно тех из них, которые связаны с практикой
земледелия); появляется календарь; выкристаллизовывается идея
божественной сущности египетских царей. Уже источники Раннего царства
дают возможность проследить представления египтян о загробном
существовании, которые, получив дальнейшее развитие в последующие
эпохи, будут оказывать большое влияние на многие стороны египетской
жизни и культуры. В этот же период в искусстве складывается
своеобразная манера изображения на плоскости— прием, ставший вскоре
каноническим. Египетские художники изображали предметы не такими,
какими видели с определенной позиции, а какими они их себе
представляли. Различные части одной и той же фигуры воспроизводились с
разных точек зрения (в профиль, в фас). Художники стремились
подчеркнуть лишь наиболее важные для данной сцены элементы изображаемого
(например, оружие и руки для боя и охоты; ноги для бега и пляски);
изображалось и то, что было скрыто под водой, но, как знал художник, в
ней находилось,—рыбы, гиппопотамы, крокодилы.
Эпоха Древнего царства закрепляет и развивает достижения
предшествующего периода. В жреческой среде возникают сложные
философские системы, объясняющие создание мира деятельностью различных
божеств. С религиозными представлениями связаны строительство пирамид и
заупокойных храмов, развитие портретной скульптуры, начало мумификации,
магические формулы «Текстов пирамид».
Укрепление позиций средних
слоев населения в эпоху Среднего царства привело к определенным
изменениям в религиозном культе, которые получат дальнейшее развитие в
период Нового царства (возрастает роль бога Осириса; «Книга мертвых»,
обеспечивающая счастливое загробное существование ее владельцу,
появляется в погребениях нечиновных людей).
Источники Среднего царства свидетельствуют о дальнейшем развитии
египетской.науки (Московский математический папирус, медицинский
папирус Эберса).
От эпохи Среднего царства до нас дошли произведения
художественной литературы различных жанров, многие из которых восходят
еще к Древнему царству.
В период Нового царства расширяются знания об окружающем мире,
завоевательные походы и торговые экспедиции, сложные явления
общественной жизни отразились в религии, литературе, изобразительном
искусстве того времени.
Особый интерес представляет искусство эпохи Телль-Амарны, времени
царя-реформатора Аменхотепа IV, когда в короткий исторический срок
оказались подорванными освященные, в веках устоявшиеся каноны и в
изобразительном искусстве появляется подчеркнутое стремление к живому,
реалистическому изображению действительности.
|