История древнего мира
Среда
24.05.2017
14:44
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Древний Египет [9]
Общие лекции
Мини-лекции [15]
Мини-лекции
Древняя Индия [3]
Древняя Индия
Древний Китай [3]
История древнего Китая

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории Древнего Востока » Мини-лекции

Нововавилонское царство
29.06.2011, 11:04
История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).
Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были не прочь сменить Набонида на Кира.
Вавилонское общество состояло из полноправных граждан городов, свободных людей, лишенных гражданских прав, различных групп зависимого населения и рабов. В первую группу входила знать (государственные и храмовые чиновники, представители деловых кругов), трудовое население (земледельцы и ремесленники). Граждане участвовали в народных собраниях храмовой округи, имевших судебную власть в решении семейных и имущественных дел. Далеко не все они были рабовладельцами.
Вторую группу населения составляли свободные люди, лишенные гражданских прав. Они не имели земли в пределах городского общинного фонда и потому не могли участвовать в народных собраниях. Это были царские военные колонисты, торговцы, ремесленники, сидевшие на царской земле и наделенные средствами производства.
В третью группу входили люди, лишенные средств производства и лично зависимые от отдельных лиц или храмов. Они работали в силу внеэкономического принуждения, но, в отличие от рабов, не были полной собственностью хозяев: их нельзя было продавать.
В Нововавилонском государстве число рабов значительно возросло в сравнении с предшествующими периодами истории Вавилонии. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, у состоятельных граждан было по 3—5 рабов, а у «деловых домов»— десятки и сотни. Однако число рабов в составе всего населения было значительно меньшим, чем число свободных и зависимых людей.
Отпуск на свободу рабов был чрезвычайно редким явлением. По вавилонским законам переход из одного статута в другой был весьма затруднен.
Косвенные данные говорят о малом применении рабского труда на землях крупных землевладельцев, царя и храмов. Крупные землевладельцы сдавали свои земли в аренду небольшими участками как свободным людям, так и рабам. Землевладельцы наделяли рабов участками земли без ограничения срока пользования ими. Условия аренды для рабов были такими же, как для свободных лиц. Многие рабы-арендаторы сами обрабатывали землю, но они могли прибегать и к субаренде, сдавая арендованную землю другим лицам, а также использовать наемный труд.
Документы знаменитых деловых домов Эгиби и Мурашу, владевших обширными землями и множеством рабов, свидетельствуют, что большая часть рабов отпускалась на оброк или сдавалась внаем другим лицам. Часть рабов использовалась в домашнем хозяйстве. Храмовая земля сдавалась в аренду как свободным, так и рабам, широко использовался труд зависимого населения, а в страдную пору и наемный труд сезонных работников.Царское хозяйство в I тысячелетии до н. э. не играло в Вавилонии большой роли. Царские земли также сдавались в аренду. В вавилонском ремесле VII—IV вв. до н. э. рабский труд применялся шире, чем раньше, однако квалифицированные ремесленники были преимущественно свободными. Ограниченное применение рабского труда в Вавилонии этого периода проявилось в том, что более десяти тысяч жителей Иерусалима, переселенных Навуходоносором II в Вавилонию,  не были  превращены в рабов. 
Наемный труд играет большую роль в экономике Вавилонии в I тысячелетии до н. э. Наемные работники — малоземельные свободные люди в храмовых хозяйствах иногда составляли до нескольких сот человек. Известны даже забастовки их (протест против несвоевременной оплаты труда и перебоев в снабжении пищей,   отказ    работать    за низкую    плату).    Администрация  вынуждена была идти на уступки, очевидно, заменить их труд рабским не было возможности.
В нововавилонский период продолжалось социальное расслоение свободного населения. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника, но не мог продать его. Обычно должник погашал долг бесплатной работой на кредитора, но сохранял личную свободу.
Практика самозаклада и отдачи в залог жены исчезла в этот период. Известны случаи отдачи в залог детей, которые работали на кредитора в счет долга и процентов. Ограничение, введенное Хаммурапи (трехлетний срок долговой кабалы), не действовало, а долговое рабство было одним из источников перехода из свободного статуса в рабский. Однако ввиду высокого жизненного уровня в Вавилонии VII—IV вв. до н. э., возможности заниматься наемным трудом, арендовать землю вместе с орудиями труда и скотом, идти на царскую службу люди, лишившиеся своей земли, не обязательно закабалялись. Зависимые слои населения, труд которых играл большую роль в сельском хозяйстве, занимали промежуточное положение между рабами и свободными. Численность их в этот период уменьшилась.
В Вавилонии I тысячелетия до н. э. классовая структура переплетается с сословной. Свободное население не составляло единого общественного класса. В его составе были рабовладельцы, эксплуатировавшие труд рабов, должников, зависимого населения, наемных работников; средние слои, не эксплуатировавшие чужого труда; низы, жившие наемным трудом или арендой чужой земли и не владевшие средствами производства.
Процесс расслоения шел и среди рабов. Большинство составляли эксплуатируемые, но среди рабов были и рабовладельцы, ростовщики, предприниматели. Некоторые рабы имели семьи, землю, дома, движимое имущество, могли свободно распоряжаться им и брать в залог имущество других лиц. Эта группа возрастает в нововавилонский и персидский периоды, пополняясь за счет переведенных на оброк рабов, которые были самостоятельны в хозяйственном отношении. В суде рабы выступали не только в качестве свидетелей, но и как истцы и ответчики.
Юридически всех рабов объединяло то, что они были собственностью своих хозяев, от которых зависела возможность выкупиться на свободу даже для богатого раба.
Рабы и свободные в целом противостояли друг другу как два сословия.   Классовая  структура   общества   не совпадала   с сословной. Представители разных сословий могли принадлежать к одному и тому же классу, и, наоборот, представители одного сословия — к разным классам.
Категория: Мини-лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 1180 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz