История древнего мира
Пятница
19.04.2024
12:17
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Древний Египет [9]
Общие лекции
Мини-лекции [15]
Мини-лекции
Древняя Индия [3]
Древняя Индия
Древний Китай [3]
История древнего Китая

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории Древнего Востока » Древний Египет

Культура Древнего Египта.
29.06.2011, 10:52
На протяжении тысячелетий древнеегипетская культура отличалась относительной замкнутостью и самодостаточностью, была мало подвержена внешним влияниям. Ей был свойственен глубокий консерватизм и верность издревле установленным принципам; новые веяния неизменно наталкивались на сильное сопротивление. В своей основе она воплощала страх человека перед неуправляемой природной стихией и преклонение перед властью фараона как организатора и хранителя мирового порядка. Ведущим образом египетской культуры являлся образ Великой Реки – Нила, – а ее ведущей идеей – идея вечности. Концепция застывшего времени и застывшего пространства выразилась в своей совершенной форме в самых знаменитых памятниках египетского гения – пирамидах.
Религия. Египетскую религию трудно изложить в систематизированной форме, ибо ее сущность заключена не в теологии, а в культе. Она отличается крайним разнообразием; теология не смогла оказать на нее решающего унифицирующего воздействия.
Народные верования и культ существовали задолго до возникновения государства, их следы обнаруживаются еще в 6–4 тыc. до н.э. Для ранней формы египетской религии характерны обожествление окружающего мира и всех его элементов (деревьев, животных, жилищ, сил природы и т.д.) и особая живучесть животного культа. Первоначально египтяне почитали самих животных, наделяя их магическими свойствами: повсеместно был распространен культ ястреба и кошки, в отдельных областях поклонялись крокодилу и гиппопотаму. Позже в животных стали видеть воплощение тех или иных богов: черный бык с белыми пятнами олицетворял бога плодородия Аписа (Мемфис), крокодил – бога воды и разлива Нила Себека (Фаюм), ибис – бога мудрости Тота (Гермополь), львица – богиню войны и палящего солнца Сехмет (Мемфис), кошка – богиню радости и веселья Баст (Бубаст), сокол – бога охоты Гора (Бехдет) и пр. Постепенно пантеон антропоморфизировался, однако зооморфные черты, как правило, сохранялись и сосуществовали с антропоморфными: Тот превратился из ибиса в человека с головой ибиса, Баст из кошки в женщину с кошачьей головой, Гор из сокола в человека с головой сокола и т.д. Особое значение имели бык и змея. Считалось, что в начале начал все боги и богини были быками и коровами разного цвета. Культ быка в древности связывался с почитанием вождя племени, а после возникновения государства соединился с культом фараона: так, на празднике в честь тридцатиления своего правления фараон появлялся в одежде с привязанным к ней сзади бычьим хвостом. Змея олицетворяла как зло (Апоп, враг Солнца), так и добро (богиня плодородия Рененутет, богиня Нижнего Египта Уто).
Со временем в каждой общине складывается свой пантеон из местных богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, животных, растениях и др. Среди них выделяется бог-глава местного пантеона, создатель данной территории и проживающих на ней людей, их господин и покровитель – солнечные божества Атум (Гелиополь) и Гор (Эдфу), боги земледелия и плодородия Сет (восточная Дельта), Амон (Фивы), Мин (Коптос) и т.д. Затем возникает особый культ бога погребения, владыки «города мертвых» (некрополя), – Сокара в Мемфисе, Анубиса в Сиуте, Хентиаменти в Абидосе. Позже появляются общеегипетские боги, не связанные с определенной местностью, – Ра (Солнце), Ах (Луна), Нут (Небо), Геб (Земля), Хапи (Нил).
В то же время некоторые локальные культы распространяются за пределы своих общин: благодаря миграциям и завоеваниям боги переселяются вслед за своими почитателями на новые территории, где их отождествляют или связывают отношениями родства с местными богами. В результате создаются божественные триады: в Фивах к супружеской паре бога земли и плодородия Амона и богини погребений Меритсегер добавляется в качестве сына бог войны Менту из соседнего города Гермонта, а потом Меритсегер заменяется богиней восточной части Фиванского округа Мут, а Менту – богом луны Хонсу из другого примыкающего к Фивам района (фиванская триада); в Мемфисе бог земли Птах сливается с погребальным богом Сокаром, затем приобретает супругу в лице богини войны Сехмет из соседнего Латополя, которая превращается в богиню неба, а ее сын, бог растительности Нефертум, становится их общим сыном (мемфисская триада). Самым ярким примером поглощения одних богов другими с сопутствующей узурпацией функций является Осирис, бог-покровитель города Бусирис, который ассимилировался с бусирисским богом Деду, с богом Нила из соседнего Мендеса и с абидосским богом погребений Хентиаменти; в итоге он стал божеством Нила, производительных сил природы и загробного мира; центр его культа переместился в Абидос.
На следующей стадии происходит сближение общеегипетских богов с наиболее влиятельными родственными им местными богами: Ра отождествляется с солярными божествами Атумом и Гором, Ах – с лунарным богом Тотом, Нут – с небесным божеством Хатор, а Хапи – с Осирисом. С объединением государства рождается культ верховного бога, которым становится главное божество столицы или родного города правящей династии. Параллельно возрастает значение божеств наиболее крупных центров – мемфисского Птаха, абидосского Осириса, гелиопольского Атума.
С воцарением V династии, происходившей из Гелиополя, главным египетским божеством провозглашается Атум-Ра, и солярный культ распространяется по всей Нильской долине, хотя ему и не удается подавить все местные культы, особенно в центральных и южных провинциях. Создается первая теологическая концепция, цель которой – превратить как можно больше богов в солярных и отождествить их с Ра. Эта судьба постигла богов земли и плодородия Птаха, Мину, богов Нила Осириса и Хнума. Возникает полумонотеистическая система, в которой разные божества суть разные функции или разные стадии бытия одного единого бога, таинственного и недоступного: Ра-отец – вчерашнее солнце, Ра-сын – сегодняшнее; божественный жук Хепера – утреннее, Ра – полуденное, Атум – вечернее, Осирис – скрывшееся на западе (умершее). Формируется цикл солярных мифов, связывающих акт творения с рождением солнца из цветка лотоса или от огромной небесной коровы; солнце рассматривается как демиург: первые боги Шу (воздух) и Тефнут (влага) появляются в результате самооплодотворения солнца, проглатившего собственное семя, а люди – из его слез. Первые поколения богов образуют гелеопольскую эннеаду (девятку), которая почитается во всем Египте. Возникает цикл мифов о солярных богов, в которых отражаются представления о смене времен года и суток (миф об уходе и возвращении в Египет дочери Ра Тефнут, знаменующих начало и прекращение засухи, миф о ежедневном рождении и проглатывании солнца богиней неба и др.) и о борьбе солнца с мраком и злом (миф о победе Ра над змеем Апопом). Повсеместно возводятся святилища Ра, вокруг которых концентрируется большое число жрецов.
В эпоху Среднего царства солярный культ успешно завоевывает Верхний Египет: фаюмский Себек превращается в Себека-Ра, фиванский Амон – в Амона-Ра. Культ Амона-Ра приобретает особое значений благодаря возросшей политической и экономической роли Фив. В эпоху Нового царства он достигает своего пика, чему не могут помешать даже религиозные реформы Эхнатона. Амон-Ра рассматривается в этом период как демиург и как царь богов; правящий фараон считается его сыном. В южных областях фиванское жречество создает настоящий теократический режим.
В то же время с периода Среднего царства конкуренцию солярным культам начинает составлять культ Осириса как бога воскресающей и умирающей природы и как владыки загробного мира; распространяется цикл мифов о нем, о его супруге Исиде и сыне Горе (убийство Осириса его братом Сетом, злым богом пустыни, поиски и оплакивание Исидой тела своего мужа, победа Гора над Сетом и воскрешение им своего отца). К началу II тыс. до н.э. культ Осириса становится средоточием всех заупокойных верований. Если в эпоху древнего царства с Осирисом отождествлялся только покойный фараон, то в Среднее царство – каждый умерший египтянин.
Мифология Осириса нашла отражение в многочисленных обрядах. В начале весны устраивались мистерии Осириса, воспроизводившие в драматической форме основные эпизоды его мифической истории; в финале водружался особый столб «джед», символизировавший возрождение бога и всей природы. К этим мистериям приурочивался обряд коронации, во время которого молодой фараон играл роль Гора, а умерший изображался в виде восседающего на троне Осириса. Как олицетворение Осириса в его функции бога плодородия фараон совершал главные земледельческие обряды: бросал в Нил свиток с приказом реке разлиться, первым взрыхлял мотыгой почву для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, по окончании полевых работ приносил благодарственную жертву богине Рененутет.
Представления о загробной жизни. Загробную жизнь египтяне считали непосредственным продолжением земной. По их убеждению, человек состоял из тела (хет), души (ба), тени (хайбет), имени (рен) и невидимого двойника (ка). Самым древним было представление о ка, который рождался вместе с человеком, неотступно следовал за ним повсюду, составлял неотъемлемую часть его существа и личности, но не исчезал с его смертью и мог продолжить жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно это последнее убеждение легло в основу всех погребальных обрядов: чтобы уберечь тело от тления и сохранить ка, его с помощью бальзамирования превращали в мумию и прятали в закрытое помещение гробницы; рядом устанавливали статуи покойного, в которые мог переселиться ка в случае непредвиденного разрушения мумии; страшные заклинания должны были уберечь ее от змей и скорпионов. Веря в то, что ка может умереть от голода и жажды или покинуть могилу и мстить живым, родные наполняли гробницу провизией, вырезали на ее стенах изображения продуктов и одежды, приносили заупокойные дары и жертвы и произносили магические заклинания-просьбы о даровании покойному всего необходимого. Блаженство умершего зависело также от сохранения его имени (рен) в памяти потомков, поэтому его вырезали на стенах усыпальницы; стереть имя считалось великим святотатством. Душу (ба) представляли в виде птицы или кузнечика; она не была связана с могильным существованием и могла свободно покинуть мертвое тело, воспарить на небо и жить там среди богов. Позже родилась вера в странствия ба по земле и по подземному царству; чтобы защитить ее от всевозможных подземных чудовищ, существовали специальные молитвы и заклинания. Что касается тени (хайбет), то о ней осталось очень мало упоминаний.
В Египте не было единого представления о загробном мире. Согласно наиболее распространенной абидосской версии, царство мертвых – это царство Осириса, куда человек отправляется после смерти, чтобы возродиться к жизни. Там среди плодородных полей, на которых растут огромные хлебные злаки, он служит Осирису, как на земле служил фараону. Для облегчения его труда в гробницу, начиная со времени Среднего царства, клали множество фигурок работников, которые благодаря написанным на них заклинаниям могли заменить покойного. Царство это находилось в «полях Эару», которые египтяне помещали либо в неизведанные земли (неосвоенные районы Нильской долины, Финикия), либо на небеса (северо-восточная небесная страна). Чтобы попасть в него, нужно было или переплыть реку мертвых на пароме богов, или взлететь птицей на небо, или пройти через щель в западных горах.
Согласно мемфисской версии, царство мертвых – страна сна и тьмы, управляемая богом Сокаром, – представляло собой огромный грот или каменоломню, расположенную в глубине Ливийской пустыне. Солярная же гелиопольская традиция считала лучшим местом для умерших ладью Ра, в которой они могут избежать опасностей и наслаждаться полным блаженством, даже во время ее еженощных путешествий по подземному царству (дуат), отделенному от Нильской долины высокими горами.
В эпоху Нового царства делается попытка систематизировать учение о царстве мертвых, соединив абидосскую и гелиопольскую традиции на основе теологии Амона-Ра. Ее авторы отказываются от идеи пребывания души на земле и отождествляют загробный мир с подземным царством. Он состоит из двенадцати областей-комнат, врата которых охраняют исполинские змеи; каждая из них управляется одним из древних погребальных богов (Сокаром, Осирисом и др.). Верховным владыкой всего царства является Амон-Ра, каждую ночь на своей ладье проплывающий через дуат и принося тем самым его обитателям великое утешение.
Издревле египтяне верили, что покойный может добиться всего с помощью магии (попасть в царство мертвых, избавиться от голода и жажды), т.е. его судьба никак не зависит от его земного существования. Но позже возникает идея о загробном суде (125 глава Книги мертвых): перед лицом Осириса, восседающего на троне, Гор и его помощник Анубис взвешивают сердце умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини справедливости Маат), а Тот записывает результат на досках; праведник вознаграждается счастливой жизнью в полях Эару, а грешника пожирает чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведником признавался только тот, кто на земле был покорным и терпеливым, «кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя».
Погребальная церемония начиналась с мумификации. Внутренности умершего вынимали и помещали в специальные сосуды (канопы), которые передавали под охрану богов. Вместо сердца вкладывали каменного жука-скарабея. Тело натирали натром и асфальтом, пеленали в холсты и клали в каменный или деревянный гроб (иногда в два гроба), который покрывали магическими изображениями и надписями. Затем в сопровождении родственников, друзей, жрецов и плакальщиц его перевозили на западный берег Нила, где обычно располагался некрополь. Главная церемония происходила в передней части гробницы либо у ее входа. Там разыгрывалась мистерия Осириса, во время которой жрецы совершали обряд очищения мумии или статуи усопшего; они убивали двух быков, бедра и сердца которых приносили в дар покойному. Затем следовал обряд открытия рта и глаз; таким образом умерший получал возможность пользоваться приносимыми ему дарами. Потом гроб относили во внутреннее помещение усыпальницы; вход в него замуровывали. В передней же части устраивался пир, в котором, как верили, участвовал и сам покойный.
Язык и письменность. Язык древних египтян относился к семито-хамитской языковой семье. В своем развитии он прошел несколько стадий: древнеегипетский (период Древнего царства), среднеегипетский (классический), новоегипетский (16–8 вв. до н.э.), демотический (8 до н.э. – 5 в. н.э.) и коптский язык (3–7 вв. н.э.). На нем говорило коренное население Нильской долины, и он практически не распространился за ее пределы.
Письменность возникла в конце 4 тыс. до н.э., а возможно уже в герзейский период. Ее раннее рождение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью в учете всех материальных ресурсов общества. Она окончательно сложилась ко времени Среднего царства. Исходной ее формой было рисуночное письмо (пиктография), которое затем трансформировалось в иероглифическое, что стало результатом упрощения рисуночных знаков и утраты их прямой связи с изображаемым. Иероглифическое письмо («священная резьба») включало в себя словесные знаки (идеограммы), указывающие на предметы или понятия; фонетические знаки, передающие слоги, сочетания звуков (обычно двух или трех), причем исключительно согласных, или (гораздо реже) отдельные звуки; 3) стилизованные рисунки, поясняющими смысл слов и понятий (детерминативы). Общее число иероглифов достигало трех тысяч; наиболее употребительных в середине 2 тыс. до н.э. было около семисот. Иероглифические изображения охватывали весь живой и предметный мир древних египтян: основные части вселенной (небо, земля, вода), мужчины и женщины, части человеческого тела, домашние и дикие животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, растения, здания, корабли и их элементы, мебель и домашняя утварь, одежда и украшения, оружие, орудия труда, письменные принадлежности, музыкальные инструменты и т.д. Иероглифическая письменность была расшифрована в 1822 французским египтологом Ж.-Ф. Шампольоном (1790–1832
Иероглифы читались справа налево. Их наносили на каменную поверхность (высекали или, реже, рисовали красками), на деревянные доски и иногда на кожанные свитки, а также с начала II тыс. до н.э. на папирус. Папирус изготавливали из одноименного волокнистого растения нильских заводей, стебли которого разрезали вдоль, укладывали рядами край к краю, поперек первого слоя стелили второй и спрессовывали их; слои склеивались соком самого растения. Папирус был очень дорог; его использовали экономно, часто старую надпись стирали и поверх нее наносили новую (палимпсест). На нем писали палочкой из стебля каламуса (болотного растения) с расщепленным концом; чернила были органического происхождения; основной текст наносился черной краской, а начало строки и иногда фразы – красной. слова не отделялись друг от друга.
Египтяне были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко цинилось; для их подготовки существовали специальные школы.
Трудоемкое иероглифическое письмо уже в эпоху Древнего царства не могло удовлетворить растущие хозяйственные и культурные запросы общества. Это способствовало упрощению знаков и появлению схематичных иероглифов. Возник новый тип письма – иероглифическая скоропись (сначала книжная, а затем деловая), которая получила название иератической («жреческой»), хотя ею писали не только священные, но и большинство светских текстов. В период Среднего царства классическое иероглифическое письмо использовалось лишь для надписей на камне, тогда как иератическое монополизировало папирусы. Процесс дальнейшего сокращения и упрощения знаков привел в 8 в. до н.э. к рождению, на основе деловой скорописи, демотической («народной») письменности, предназначенной для повседневного употребления: несколько знаков сливаются в один; они окончательно утрачивают рисуночный характер; появляется более двадцати простых знаков, обозначающих отдельные согласные звуки, – зародыш алфавита; тем не менее иероглифы остаются важной составляющей демотического письма. Фараоны XVI династии сделали попытку возродить старую иероглифическую письменность. Однако с упадком древнеегипетского религиозного культа и исчезновением жреческой касты она к началу нашей эры была забыта. Во 2–3 вв. н.э. в Египте сформировалась алфавитный тип письменности – коптская. Коптский алфавит состоял из двадцати четырех букв классического греческого алфавита и семи букв демотического письма.
Литература. Большинство памятников египетской литературы утрачено, поскольку папирус, на который обычно наносили литературные тексты, являлся весьма недолговечным материалом.
Для египетской литературы была характерна строгая перемственность жанров. В ней отразились сущностные черты египетского менталитета – представления об абсолютной власти богов и фараона, зависимости и беззащитности перед ними человека, связи земной жизни с загробным существованием. Она всегда испытывала сильное влияние религии, однако никогда не ограничивалась богословием и разрабатывала самые разнообразные жанры. Обогащению ее символической и образной системы способствовало использование иероглифического письма и ее связь с театрализованными культовыми представлениями. В ней практически отсутствовало понятие авторства, за исключением дидактической литературы, которая являлась наиболее уважаемым жанром.
Письменная египетская литература возникла в 4 тысячелетии до н.э. Она несла в себе сильную фольклорную основу (трудовые песни, притчи, поговорки, сказки). Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к периоду Древнего царства. Среди них выделяются Тексты пирамид, древнейшее в истории собрание магических формул и изречений, корни которых уходят еще в додинастическую эпоху; они пронизаны страстным стремлением смертных обрести бессмертие. Возникает биографический жанр: сначала это надгробные надписи, призванные увековечить имя умершего и первоначально содержавшие простое перечисление его титулов, должностей и жертвенных даров, постепенно (ко времени V–VI династий) превращаются в настоящие жизнеописания. При III–V династиях рождается дидактическая литература, представленная жанром поучений (Поучение Птахотепа, сохранившееся в рукописи периода Среднего царства). С эпохой IV–V династий связан цикл сказок о фараоне Хуфу и чародеях. Сохранившийся распорядок мемфисского храмового представления говорит о существовании протодраматического жанра. Наиболее значимый памятник религиозной поэзии этой эпохи – гимн в честь богини неба Нут.
Расцвет египетской литературы приходится на период Среднего царства. Широко распространяется дидактический жанр: Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара, относящееся еще к Первому переходному периоду, и Поучение Аменемхета I (XII династия) являются настоящими политическими трактатами об искусстве управления государством. Пишутся и наставления социально-профессионального характера (Поучение Ахтоя о превосходстве профессии писца над всеми остальными). Возникает жанр политического пророчества (Пророчество Неферти). К политико-публицистической литературе принадлежат стихотворные Речения Ипусера (обличительное обращение к фараону о бедствиях Египта). Автобиографический жанр достигает кульминации в Рассказе Синухета – высокохудожественном жизнеописании вельможи начала XII династии. В области сказочно-фантастической литературы создается новый тип сказок о заморских путешествиях (Сказка о потерпевшем кораблекрушении). Рождается бытовая повесть (Повесть о красноречивом крестьянине). Появляется жанр философского диалога – Беседа разочарованного со своей Душой, где звучит тема сомнений по поводу преимуществ загробной жизни: человек, утверждает Душа, должен наслаждаться каждым моментом своего земного существования. Еще более ярко этот мотив выражен в Песне арфиста, самом выдающемся поэтическом произведении того времени. Среди лучших образцов религиозной поэзии – гимны богу Нила Хаппи и Осирису. Жанр магических заклинаний представлен Текстами саркофагов.
Литература Нового царства продолжает художественные традиции Среднего. В большом количестве появляются сказки, особенно во время XIX–XX династий (Сказка о двух братьях, Сказка о Правде и Кривде, Сказка об обреченном царевиче, Сказка о фиванском царе Секененра и гиксосском царе Апепи), житейские наставления (Поучение Аменемопе, Поучение Ани), словословия в честь царей, новой столицы и т.д. Высокого уровня достигает любовная лирика и религиозная поэзия с ее шедевром – гимном Атону. Рождаются историография (анналы Тутмоса III) и эпическая поэзия (Песнь о Кадешской битве). Все известные от предшествующих эпох магические заклинания собраны в знаменитой Книге мертвых, своеобразном путеводителе по загробному миру.
От Позднего царства сохранились фантастические сказки (сказочный цикл о жреце Хасмуасе), наставления (Поучение Анхшешонка), эпическая поэма о фараоне Петубасте; религиозная литература представлена Книгой о вздохах (перечень заговоров, с помощью которых Исида оживляла Осириса), Книгой о прохождении вечности, Книгой о низвержении Апопа и Жалобными песнями Исиды и Нефтиды (для мистерий). В этот период развиваются разные виды исторической прозы: политическая хроника (Стела Пианхи, Хроника Осоркона, Демотическая хроника), семейная хроника (Повесть о Петеисе III), отчеты о путешествиях (Путешествие Унуамона в Библ). Рождается жанр басни, где действуют исключительно животные персонажи.
Наука.
Астрономия. Египтяне издавна вели астрономические наблюдения. Они сгруппировали звезды по двенадцати зодиакальным созвездиям, дав им имена тех животных, чьи контуры напоминали их очертания (кошка, шакал, змея, скарабей, осел, лев, козел, корова, сокол, бабуин, ибис, крокодил); разделили весь небесный экватор на тридцать шесть частей, составили таблицы положения звезд в каждый час ночи по пятнадцатидневным периодам. Египтянам первыми в истории создали солнечный календарь. Началом года считался день первого появления звезды Сотис, или Сириус (первый день месяца тота), которое, как верили египтяне, являлось причиной разлива Нила. Египтяне исчисляли год в триста шестьдесят пять дней и членили его на три сезона (разлив, посев, жатва) по четыре месяца в каждом (тот, фаофи, атир, хойяк – тиби, мехир, фаменот, фармути – пахон, пайни, эпифи, месори); месяц состоял из трех декад по десять дней. К последнему месяцу добавляли «малый год» из пяти добавочных дней. Сутки делились на двадцать четыре часа, длительность которых не была постоянной – она зависела от времени года: короткие дневные и длинные ночные часы зимой и длинные дневные и короткие ночные часы летом. Летоисчисление велось по годам царствования каждого фараона.
Математика. Раннее рождение математики было связано с необходимостью тщательно измерять уровень подъема воды в Ниле и учитывать имеющиеся ресурсы. Ее развитие во многом обуславливалось прогрессом в монументальном строительстве (пирамиды, храмы).
Система счета в своей основе была десятиричной. Египтяне знали дроби, но только те, у которых в числителе стояла единица. Деление заменяли последовательным вычитанием, а умножали только на 2. Они умели возводить в степень и извлекать квадратный корень. В геометрии им удавалось относительно точно определять площадь круга (как квадрат 8/9 его диаметра), однако любые четырех- и трехугольники они измеряли как прямоугольники.
Медицина. Египетское искусство врачевания пользовалось в Восточном Средиземноморье особой славой и оказало большое влияние на греческую и арабскую медицину. Египетские врачи объясняли болезни соматическими причинами и только эпидемические заболевания связывали с волей богов. Симптомы, как правило, принимались ими за сами болезни, и терапия была направлена на борьбу с отдельными симптомами; лишь в редких случаях диагноз устанавливался по совокупности симптомов. Основными средствами определения болезни являлись осмотр, ощупывание и прослушивание. Египетская медицина отличалась значительной степенью специализации. Особых успехов она достигла в гинекологии и окулистике. Неплохо была развита и стоматология, о чем свидетельствуют хорошее состояние зубов у мумий и наличие золотых пластинок на испорченных зубах. На высоком уровне находилось и хирургическое искусство, как показывают обнаруженные хирургические инстументы и сохранившийся трактат по хирургии. Благодаря мумификации врачи обладали достаточно глубокими анатомическими знаниями. Они разработали учение о кровообращении и сердце как его главном центре. Косметика и фармакология являлись неотъемлемой частью медицины; лекарства изготовлялись преимущественно в специальных лабораториях при храмах; их основную массу составляли рвотные и слабительные средства. Все эти достижения, однако, не мешали врачам прибегать к магии и заклинаниям.
География и этнография. Существуя в замкнутом пространстве Нильской долины, египтяне были слабо осведомлены об окружающем мире, хотя и умели составлять прекрасные топографические планы знакомой им местности. О странах за пределами Оронта и 4-го нильского порога они имели самые фантастические представления. Вселенная представлялась им плоской землей с небом, опирающимся на нее на четырех подпорках (мировых горах); под землей располагалась преисподняя, вокруг нее простирался мировой океан, а в центре ее находился Египет. Вся суша делилась на две великие речные системы: Средиземную с Нилом и Эритрейскую с Евфратом, а водная стихия – на три моря: Зеленое (совр. Красное), Черное (соленые озера Суэцкого перешейка) и Окружное (Средиземное). Нил вытекал их двух огромных дыр у Элефантины. Египтяне считали, что человечество состоит из четырех рас: красной (египтяне, или «люди»), желтой (азиаты), белой (ливийцы) и черной (негры); позже они включили в эту систему хеттов и микенских греков.
Искусство. Искусство в Древнем Египте было тесно связано с религиозным культом и поэтому имело особое сакральное значение. Труд художника считался священнодействием. Все виды искусства подчинялись строгим канонам, которые не допускали свободы творчества. Любая художественная форма стремилась выразить гармоническое единство космического и земного, мира божественного и мира человеческого.
Архитектура. Зодчество являлось ведущей сферой египетского искусства. Время не пощадило большинства памятников египетской архитектуры; до нас дошли главным образом культовые сооружения – гробницы и храмы.
Самая ранняя форма гробницы – мастаба (каменная скамья) – представляла собой массивное прямоугольное в плане сооружение со стенами, наклоненными к центру; в подземной части (глубина от пятнадцати до тридцати метров) располагалась погребальная камера с мумией, в наземной – несколько культовых помещений, в том числе (на восточной стороне) молельня, и залы для посещений; там же находились статуи умершего; стены были покрыты рельефами и росписями, имевшими информативное (прославление покойного) или магическое (обеспечение его загробного существования) значение. При I–II династиях мастабы служили местом упокоения как фараонов, так и знати, при III–VI династиях – только знати.
Мастаба стала конструкционной основой для новой формы царского погребения, появившейся при III династии, – пирамиды. Пирамида выражала новую концепцию царя как бога, возвышающегося над всеми остальными людьми. Задача создания грандиозного царского погребения была решена через его увеличение по вертикали. Пирамида строилась из плотно пригнанных друг к другу каменных блоков и была ориентирована по сторонам света; вход в нее находится в северной части; внутри располагались погребальные и разгрузочные камеры (для равномерного распределения давления). Первым видом пирамиды стала ступенчатая пирамида – пирамида Джосера в Саккаре высотой в 60 м, возведенная зодчим Имхотепом. Она представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб. При IV династии строители начали заполнять пустоты между ступенями, в результате чего сложился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первой пирамидой этого типа была пирамида Снофру в Дашуре (свыше 100 м). Ее преемницами высочайшие каменные сооружения в истории человечества – пирамиды Хуфу (146,5 м) и Хафры (143 м) в Гизе. Царская пирамида являлась центром обширного погребального архитектурного ансамбля, обнесенного стеной: в него входили заупокойный храм, маленькие пирамиды цариц, мастабы придворных и номархов. При V–VI размеры пирамид значительно уменьшились (не выше 70 м).
В начальный период Среднего царства (XI династия) возникла новая форма царского захоронения – скальная гробница, расположенная под крытым колонным залом, перед которым находился заупокойный храм (гробница Ментухотепов). Однако фараоны XII династий возобновили строительство пирамид. Они были средней величины (пирамида Сенусерта I достигала 61 м) и не отличались большой прочностью из-за нового способа кладки: ее основой являлись восемь каменных стен, расходившихся радиусом от центра к углам и середине каждой стороны пирамиды; от этих стен под углом 45 градусов отходили еще восемь стен; пространство между стенами засыпалось песком и щебнем.
В Новом царстве вновь возобладала традиция захоронения царей в потайных скальных гробницах в Долине царей под Фивами. Для большей сохранности их высекали, как правило, в отдаленных гористых районах. Со времени XVIII династии гробницу стали отделять от заупокойного храма (идея зодчего Инени).
Доминирующей формой храмовой архитектуры в эпоху Древнего царства был заупокойный храм, являвшийся неотъемлемой частью погребального комплекса. Он примыкал к пирамиде с востока и представлял собой прямоугольник с плоской крышей из массивных известныковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными столбами и с двумя узкими помещениями для заупокойных царских статуй; зал переходил в открытый двор, за которым располагались молельни (храм при пирамиде Хафра). При V–VI династиях значение храма в погребальном ансамбле возрастает; его размеры увеличиваются; архитектурное убранство усложняется; впервые используются пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов; стены покрываются цветными рельефами. Позже возникает еще один тип колонны – в виде связки бутонов лотоса. При V династии появляется новая форма храма – солнечный храм: главный его элемент – колоссальный каменный обелиск, верхушка которого покрыта медью (окаменевший луч Ра); он стоит на возвышении; перед них расположен огромный жертвенник.
При XI династии заупокойный храм становится центральным элементом погребального ансамбля; он состоит из двух террас, обрамленных портиками и увенчан пирамидой, основание которой служит естественная скала (усыпальница Ментухотепов). При XII династии, несмотря на возобновление строительства монументальных пирамид, он, тем не менее, сохраняет свою важность в рамках (погребальный комплекс Аменемхета III). Храм окончательно превращается в центр общегосударственного культа фараона. Его отличают внушительные размеры, большое количество помещений, обилие скульптур и рельефов. В храмовом строительстве начинает широко использоваться колоннада с новой формой колонны (украшенной капителями с рельефными головами богини Хатор) и пилон (ворота в виде двух башен с узким проходом). Возникает обычай устанавливать перед храмом колоссальные статуи или обелиски с облицованными медью верхушками.
При XVIII династии утверждается классический тип наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах). В плане он представляет собой вытянутый прямоугольник, ориентированный с востока на запад; его фасад обращен к Нилу, от которого к нему ведет дорога, обрамленная сфинксами (аллея сфинксов). Вход в храм сделан в форме пилона, перед которым стоят два обелиска и колоссальные статуи фараона. За пилоном расположен открытый двор, окруженный по периметру колоннадой (перистиль), который упирается в еще один пилон меньших размеров, ведущий во второй двор, сплошь заставленный колоннами и статуями фараона (гипостиль). Гипостиль непосредственно примыкает к основному зданию храма, состоящему из одного или нескольких колонных залов, святилица со статуями богов и подсобных помещений (сокровищница, библиотека, кладовые). Многократный переход из одного архитектурного пространства в другое (карнакский ансамбль вытянут в длину более чем на 1 км) несет в себе идею неспешного постепенного приближения верующего в божеству. Поскольку египетский храм не являлся законченным целым и существовал как совокупность отдельных частей, он мог без нарушения гармонии быть «продолжен», дополнен новыми сооружениями. В отличие от разнообразного внутреннего убранства, в своем внешнем выражении он демонстрировал простоту линий, соответствовавшую однообразному ландшафту; ее нарушала лишь стенная живопись и светлая окраска.
Со временем заупокойные царские храмы превращаются в самостоятельные монументальные сооружения с массивными пилонами и аллеями сфинксов (храм Аменхотепа III с двумя огромными статуями фараона – так называемые колоссы Мемнона). Особняком стоит заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (зодчий Сенмут), продолжающий архитектурные традиции эпохи XI династии. Он состоит из трех террас с высеченными в скалах залами, фасады которых обрамлены колоннадами; террасы связаны между собой пандусами.
Значительные изменения в храмовом строительстве происходят в правление Эхнатона. Зодчие отказываются от монументальности и колонных залов; колоннады используются лишь для устройства павильонов перед пилонами. Однако XIX династия возвращается к доэхнатоновским архитектурным традициям; стремление к грандиозности достигает своего апогея – гигантские пилоны, колонны и статуи царей, избыточный декор внутренних помещений (храм Амона в Карнаке, храмы Рамсеса II в Танисе). Распространяется тип скального храма; самый известный – заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Рамессеум), вырубленный в скале на 55 м в глубину: фасад храма сконструирован в виде передней стены огромного пилона высотой ок. 30 м и шириной ок. 40 м; перед ним установлены четыре сидящих исполинские статуи фараона свыше 20 м в высоту; организация внутреннего пространства воспроизводит порядок расположения помещений классического наземного храма.
Последними памятниками монументального храмового строительства в эпоху Нового царства являются храм бога Хонсу в Карнаке, возведенный при Рамсесе III, и грандиозный заупокойный храм этого фараона в Мединет-Абу, объединенный с царским дворцом в единый комплекс. В последующий период от такого строительства отказываются. Его финальный всплеск происходит только в Саисскую эпоху (храм богини Нейт в Саисе с пальмовидными колоннадами и колоссальными статуями фараонов).
Светское зодчество Древнего Египта известно очень мало. О дворцовой архитектуре можно судить только по царской резиденции Эхнатона в Ахетатоне; дворцы предшествующих периодов не сохранились. Дворец Эхнатона был ориентирован с севера на юг и состоял из двух частей, соединявшихся крытым переходом, – официальной (для приемов и церемоний) и частной (жилые помещения). Главный вход находился на северной стороне и вел в большой двор, по периметру которого стояли статуи и который упирался в фасад дворца; в центре фасада располагался павильон с колоннами, а по бокам – пандусы. К переднему колонному залу дворца примыкали помещения для отдыха, внутренние дворы и сады с водоемами.
Дом знатного египтянина, как правило, располагался посреди участка, обнесенного стенами с двумя входами – главным и служебным. В эпоху Среднего царства он отличался значительными размерами (60 ґ 40 м) и мог насчитывать до семидесяти помещений, группировавшихся вокруг центрального зала с четырьмя колоннами (городище в Кахуне). В период Нового царства, если судить по раскопкам в Ахетатоне, дом знатного человека был более скромных размеров (22 ґ 22 м). Он делился на правую парадную (зал и приемные покои) и левую жилую части (спальня с умывальней, помещения для женщин, кладовые). Все комнаты имели окна под самым потолком, поэтому главный зал строился выше остальных помещений. Стены и полы покрывались росписью. Вокруг дома находились дворы, колодец, хозяйственные постройки, сад с прудом и беседками. Дом простолюдина эпохи Среднего и Нового царства представлял собой небольшое сооружение, включавшее общую комнату, спальню и кухню; к нему примыкал небольшой дворик. Строительным материалом служили тростник, дерево, глина или сырцовый кирпич.
Скульптура. Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры; скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Произведения египетских скульпторов свидетельствуют о высокой степени технического мастерства; их работа требовала больших усилий – они вырезали, тщательно отделывали и отшлифовывали статуи из самых твердых пород камня (гранита, порфира и др.). При этом они достаточно достоверно передавали формы человеческого тела; меньше удавалась им прорисовка мускулатуры и сухожилий. Главным объектом творчества скульпторов был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных.
Уже в период Древнего царства сложились канонические типы статуй высокопоставленных лиц: 1) стоящая (фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу); 2) восседающая на троне (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте) или сидящая на земле со скрещенными ногами. Все они производят впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия; для них характерны скованность позы, бесстрастное выражение лица, крепкая и сильная мускулатура (статуя вельможи Ранофера); перед нами – некий обобщенный социальный тип, воплощающий власть и могущество. В особой степени эти черты присущи огромным статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой бесстрастностью поз (статуи Джосера, Хафра); в своем максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в гигантских каменных сфинксах – львах с головой фараона (первые царские статуи вне пределов храмов). В то же время связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом, что обусловило раннее появление скульптурного портрета, передающего индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи зодчего Хемиуна, писца Каи, царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа). Таким образом, в египетской скульптуре холодная надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической передачей лица и тела; она несла в себе идею социального назначения человека и одновременно идею его индивидуального существования. Скульптура малых форм оказалась менее каноничной, поскольку ее объектом могли быть представители низших слоев (статуэтки слуг и рабов в процессе работы).
В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта), то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы – контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.
В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство (статуи царицы Хатшепсут и Тутмоса III; возникает обычай воспроизводить в скульптурных изображениях знати черты правящего фараона. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица – большую точность. Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц (статуя семейной пары времени Аменхотепа III, мужская голова из Бирмингемского музея). Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа (портретные головы Эхнатона и Нефертити), а также добиться реалистического изображения человеческого тела (статуэтки четырех богинь из гробницы Тутанхамона).
В период антиэхнатоновской реакции делается попытка вернуться к старым антиреалистическим приемам. Ведущей вновь становится тенденция к идеализации, характерная в первую очередь для мемфисской школы (статуи из Пер-Рамсеса). Однако в пластическом искусстве эпохи XIX–XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется прежде всего в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя – не бога, а реального земного правителя (статуя Рамсеса II).
В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В XI–IX вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX – начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет (статуэтки Тахарки, кушитских царевен, статуя фиванского градоначальника Монтуэмхета). В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией.
Искусство рельефа и живопись. Рельеф являлся важной составляющей древнеегипетского искусства. Ко времени Древнего царства сложились два основых типа египетского рельефа – обычный барельеф и углубленный (врезанный) рельеф (поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а контуры изображения врезались). Тогда же утвердилась строгая система расположения сцен и целых композиций на стенах гробниц. Рельефы царских усыпальниц выполняли три задачи: прославить фараона как земного владыку (сцены войны и охоты), подчеркнуть его божественный статус (фараон в окружении богов) и обеспечить ему блаженное существование в загробном мире (разнообразная снедь, посуда, одежда, оружие и пр.). Рельефы в гробницах знати делились на две категории: одни воспевали заслуги и подвиги умершего на службе у фараона, на других изображалось все необходимое для другой жизни.
Еще в эпоху Раннего царства сформировались основные принципы рельефного изображения (плита Нармера): 1) поясное расположение сцен (одна над другой); 2) общий плоскостной характер; 3) условность и схематичность, отчасти обусловленные верой в магический характер изображения: передача социального статуса через размер фигуры (фигура фараона превосходит все остальные, фигуры вельмож немного меньше, простые люди – почти пигмеи), сочетание разных перспектив (голова и ноги человека даются в профиль, а глаза, плечи и руки развернуты в фас), показ предмета с помощью схематической фиксации его отдельных частей (копыто вместо лошади, голова барана вместо самого барана), закрепление за определенными категориями людей определенных поз (враги неизменно изображены поверженными и т.д.); 4) максимальное портретное сходство главного персонажа; 5) противопоставление главного героя остальным участникам сцены, с которыми он контрастирует своим спокойствием и неподвижностью; при этом он всегда остается вне действия. Рельефы раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.
Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства оказалась тесно связанной с рельефным искусством. Именно в тот период распространились два основых вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления. Применялись исключительно минеральные краски.
В период Среднего царства определяются два направления – столичное, которое ориентрируется на строгое воспроизведение прежних образцов (гробницы фараонов и придворных), и провинциальное, которое пытается преодолеть ряд канонов и ищет новые художественные приемы (гробницы номархов в Бени-Хасане); для последнего характерны более естественные позы персонажей, отказ от несоразмерности в изображении главных и второстепенных участников сцен, больший реализм в показе простолюдинов и животных, богатство окраски, смелое сопоставление световых пятен. Однако с падением самостоятельности номов при XII династии эта тенденция постепенно сходит на нет.
В эпоху Нового царства рельеф и стенная роспись отделяются друг от друга, становясь самостоятельными видами изобразительного искусства. Значение стенной живописи возрастает. Росписи выполняются на гладкой белой штукатурке, покрывавшей известняковые стены, и отличаются стилистическим и сюжетным разнообразием (фиванская стенная живопись); рельефы вырезаются гораздо реже и лишь в тех скальных гробницах, которые вырублены из высококачественного известняка. Возникает книжная живопись, близкая к графике (иллюстрации к Книге мертвых).
При XVIII династии искусство рельефа и росписи претерпевает изменения как в сюжетном, так и в изобразительном плане (фиванская школа). Появляются новые темы (разнообразные военные сцены, сцены пиров); делаются попытки передать движение и объемность фигур, показать их со спины, в полный фас или полный профиль; групповые композиции приобретают трехмерность; раскраска становится более естественной. Кульминацией этой эволюции становится эпоха Эхнатона и Тутанхамона, когда отказ от прежних канонов позволяет художникам трактовать доселе запретные темы (царь в повседневной жизни – за обедом, в кругу семьи), больше внимания уделять окружающей обстановке (сады, дворцы, храмы), передавать фигуры в свободных и динамичных позах без условного фронтального разворота плеч.
При последних фараонах XVIII и в эпоху XIX династии сохраняется сюжетное и композиционное разнообразие, интерес к пейзажу, стремление к портретной точности и тщательной моделировки тела. Одновременно происходит возврат к традиционным принципам композиции, идеализации образов, несоразмерности фигурных изображений, особенно в храмовых рельефах культового содержания. После Рамсеса III эта тенденция одерживает полную победу; в фиванском искусстве реалистическое направление умирает; религиозная тематика подавляет светскую.
Категория: Древний Египет | Добавил: SergALaz
Просмотров: 3585 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 нина  
0
ужас как мелко. невожможно читать! примите меры!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz