Разнородный состав огромной державы Александра
обусловил ее внутреннюю непрочность и, фактически, предопределил распад
на отдельные государства.
Ожесточенная борьба за наследство Александра Македонского завершилась
тем, что в 306 г. до н. э. наиболее крупные диадохи (Антигон
Одноглазый, Деметрий Полиоркет, Птолемей Лаг, Лисимах, Селевк,
Кассандр) объявили себя царями, тем самым открыто объявив о стремлении к
созданию собственных государств на развалинах мировой империи
Александра.
В них сложился тот тип общественного строя, государства и культуры,
который называют эллинистическим, или эллинизмом. Народы Переднего
Востока и греческого мира вступили в новый, следующий этап своей
истории.
Эллинизм – это конкретно-исторический этап в истории
Восточного Средиземноморья, характеризующийся взаимодействием греческих
и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической
организации и культурном развитии III-I вв. до н. э. до н.э. Можно выделить следующие три периода в развитии эллинизма как целостной системы:
- 334—281 гг. до н. э. — образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов;
- 280 г. до н.э.— середина II в. до н.э.— период зрелости
эллинизма, создание социально-экономической структуры,
государственности и культуры эллинизма;
- середина II в. до н.э.—30 г. до н.э.— поздний эллинизм,
разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и
Парфией на востоке.
Не все эллинистические страны прошли через эти три
периода развития, но они характерны для эллинизма как целостной
социально-экономической политической и культурной системы.
Характерные черты эллинистических государств.
Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был высокий уровень развития товарного производства и торговли.
Известно, что одним из симптомов кризиса греческой полисной системы
были затруднения со сбытом товаров, производившихся в традиционных
центрах греческого ремесла. Теперь для греческих товаров появились
новые рынки сбыта.
Товарное производство требовало новых форм
организации хозяйства и таких методов эксплуатации непосредственных
производителей, которые обеспечивали бы господствующему классу получение
максимального прибавочного продукта. Таким образом, еще одной
характерной чертой периода эллинизма становится усиление внеэкономического принуждения трудящегося населения,
которое оказалось в полной зависимости от государственной власти.
Условием этого усиления явилось введение монопольной собственности
государства на землю и резкое разделение всего населения государства на
городское и сельское.
Новые тенденции в социально-классовых отношениях эллинистического мира по сравнению с предшествующим временем проявились в большей сложности и расчлененности классовых и социальных отношений
в целом. В каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение
отношений развитого рабовладения в его полисной форме (особенно там,
где основание городов греческого типа было особенно интенсивным) с
традиционной общинной структурой древневосточного типа. Усложнилась
структура господствующего класса, в состав которого наряду с
представителями местной аристократии вошли иноземцы, греки и македонцы,
составившие его верхушку. Традиционное противоборство между военной и
жреческой фракциями господствующего класса в древневосточных
государствах заменили противоречия иного типа, отражающие более сложные
отношения эллинистических обществ.
Особенностью политической организации эллинистического периода было сочетание обширных монархий с самоуправляющимися коллективами граждан, т.е. сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии с элементами полисного устройства.
В системе эллинистических государств можно выделить две крупнейшие
сверхдержавы, самые большие по территории, самые сильные по своему
военно-экономическому потенциалу и самые влиятельные в мире эллинизма:
Египетское царство, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов (в конце III в. до н. э. стала называться Сирийским царством).
|