История древнего мира
Четверг
24.08.2017
02:28
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Развернутые лекции [16]
Мини-лекции [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории древней Греции » Развернутые лекции

Греко-персидские войны.
18.03.2011, 13:51
 Причины и предпосылки греко-персидских войн.

Вскоре после формирования на территории Балканской Греции раннерабовладельческих государств-полисов, с востока возникла серьезная угроза в лице мощной Персидской державы, которая поставила под вопрос самостоятельное существование полисов. Начинаются военные столкновения между греческими полисами и Персией, т.н. греко-персидские войны.
Завоевания Кира, Камбиза и Дария привели к включению всего Ближнего Востока в состав Персидской державы. Но персы справедливо считали, что их господство в Малой Азии, во Фракии и на о-вах Эгейского моря будет непрочным, пока греки Балканского п-ова сохраняют свою независимость. Поэтому главной причиной греко-персидских войн было стремление Персии утвердить свою власть в районе Эгейского моря. Это позволило бы персам поставить под свой контроль все торговые пути восточного Средиземноморья.
Исходным пунктом греко-персидских войн было восстание греческих городов западного побережья Малой Азии и прилегающих островов против персидского владычества, т.н. Ионийское восстание.
Причины восстания:
1) ежегодная подать в 400 талантов серебра, которую греки Малой Азии платили персам, оседала мертвым капиталом в сокровищницах персидских царей, изымалась из обращения и тем самым наносила вред развивавшимся торгово-денежным отношениям;
2) установленный персами контроль над проливами, соединявшими Средиземное море с Черным, серьезно ограничивал торговые возможности греков;
3) тягостной для греков была трудовая повинность: их привлекали к участию в строительных работах, которые персидские цари проводили в больших масштабах, посылая даже в Сузы и Персеполь;
4) бременем для греческих городов Малой Азии было и обязательное участие в военных походах персидских царей и их сатрапов;
5) политические причины: борьба против навязанных персами тиранов за демократизацию политического строя.
Восстание началось в 500 г. до н.э. Инициаторами восстания были полисы центральной части западного побережья Малой Азии – прежде всего Милет, - заселенные ионийскими греками, отчего и принято называть это восстание ионийским. Восстание началось со свержения правивших в греческих полисах тиранов. Одни из них сами отказались от власти, другие были изгнаны или казнены. Повсеместно в восставших городах установилась республиканская форма правления. Был создан общесоюзный орган восстания, во главе которого стал Милет. Примкнувшие к борьбе города, чеканившие прежде монету различного веса, стали выпускать её по общему стандарту.
Во главе восставших был поставлен бывший тиран Милета Аристагор. Понимая трудность предстоявшей борьбы, Аристагор обратился за помощью в балканскую Грецию. Сначала он отправился в Спарту, самое сильное тогда в военном отношении греческое государство. Но Спарта, не заинтересованная экономически в связях с Востоком и Причерноморьем, опасавшаяся далеко уводить свои войска, решительно отклонила просьбу о помощи.
Тогда Аристагор направился в Афины, которые после Спарты были самым могущественным греческим государством. Аристагор ссылался на то, что Милет - афинская колония и поэтому долг афинян помочь родственному населению города, оказавшегося в трудном положении.
После долгих уговоров Аристагору удалось добиться обещания помощи со стороны афинян. По мнению Геродота, это явилось источником бедствий как для греков, так и для персов и всех их подданных. Ссылаясь на акцию афинян, Геродот пишет, что греки напали на принадлежавшую персам Азию раньше, чем персы на Грецию.
Однако, по существу, Аристагор не добился большого успеха и в Афинах, так как влиятельная часть граждан решительно выступила против помощи восставшим, поскольку это могло привести к открытой войне с Персией. Афиняне послали на помощь малоазийским грекам лишь 20 кораблей. Это было прямым вызовом Персии, но на судьбу восстания не могло повлиять.
Из других полисов Балканской Греции на просьбу о помощи восставшим откликнулись лишь эретрийцы на о. Эвбея, издавна тесно связанные с Милетом общностью торговых интересов. Но и они смогли послать всего 5 триер.
Чем объяснить такую пассивность балканских полисов? Одни испытывали страх перед военной мощью Персии, другие, наоборот, недооценивали грозившую с её стороны опасность. Здесь играли роль и экономические и политические факторы. Сторонниками решительной борьбы с персами были представители групп, кровно заинтересованных в морской торговле с восточными областями, которые оказались под контролем Персии. Интересы земледельческого населения и полисов с преобладанием аграрного характера экономики в меньшей степени были ущемлены персидскими завоеваниями. Сказывались и внутриполитические противоречия в полисах. Отдельные группы и деятели искали помощи у Персии в борьбе против своих противников, там нередко находили убежище политические изгнанники. Против борьбы с Персией выступали государства, тяготившиеся притязаниями Спарты и Афин на господство в Балканской Греции. Когда в Милет прибыли афинские и эретрейские корабли, Аристагор послал войско и флот против Сард, где находилась резиденция персидского сатрапа Артаферна. Армия восставших захватила Сарды, а сатрап Артаферн с персидским гарнизоном укрылся, в акрополе, который грекам не удалось взять. В городе во время грабежей вспыхнул пожар, уничтоживший чуть ли не все дома, поскольку крыши их были из тросника. За время пожара сгорел и храм лидийской богини Кибелы, весьма почитаемой местными жителями. Все это настроило лидийцев против восстания, и они, объединившись с находившимися в городе персами, собрались на рыночной площади и стали сражаться с ионийцами. Последние отступили к своим кораблям, потеряв надежду на поддержку лидийцев.
Узнав о нападении на Сарды, персидские военачальники в Малой Азии собрали свои войска и двинулись в Лидию. Тем временем ионийцы отступили к г. Эфес, где летом 498 г. были наголову разбиты персами. Остатки войска восставших разбрелись по своим городам. Когда восставшие стали терпеть неудачи, в Афинах верх взяли персофильские группы и в 496 г. афиняне отозвали обратно свои корабли, бросив на произвол судьбы ионийцев и ответив отказом на мольбу Аристагора о помощи. Эретрийцы последовали примеру афинян, но ионийцы, у которых не было оснований надеялся на снисхождение со стороны Дария, продолжали восстание.
Однако среди греков с самого начала не было единства. Не все города и области примкнули к восстанию, а его участники выступили не одновременно, что позволило персам бить их по частям, внутри греческих государств, участвовавших в восстании, не прекращалась борьба группировок. Одни с самого начала считали сопротивление персам безнадежным, другие в силу экономических или политических причин были заинтересованы в сохранении персидского владычества. В результате, когда в 494 г. произошел решающий морской бой при о-ве Лада невдалеке от Милета, самосские и лесбосские корабли
ушли домой. Бой кончился полной победой персидского флота, и судьба Милета была решена. Город был взят, разграблен, большая часть населения перебита, а уцелевшие увезены в Сузн и затем поселены у впадения Тигра в Персидский залив. Те немногие, которым удалось спастись, отправились в Сицилию. Таким образом, главными причинами поражения восстания явились:
- отсутствие единства;
- внутриполитическая борьба.
Главным результатом подавления восстания явилось то, что Иония потеряла былое значение, ослабла её международная торговля, в течение некоторого времени экономика переживала упадок. Отныне на ведущее место в греческом мире выдвигаются города-государства материковой Эллады, прежде всего Афины и Спарта.
Между тем Дарий, восстановив свою власть в Малой Азии, стал готовиться к походу против материковой Греции. Положение дел в Греции благоприятствовало этому походу. В то время Греция состояла из множества автономных городов-государств с различным политическим строем, находившихся друг с другом в постоянной вражде и войнах. Значительно усугубляла ситуацию и острая внутриполитическая борьба в самих полисах. Так, в Афинах политическая борьба шла между тремя "партиями":

  1. "морской" партией, представляющей интересы ремесленников и торговцев, вo главе с Фемистоклом, который первым не только понял, что будущее Афин зависит от морского флота, но и начал сооружать военные корабли для войны с персами;
  2. землевладельческая аристократия и часть крестьянства во главе с Мильтиадом;
  1. проперсидская группировка.

Не было спокойствия и в Спарте, где шла острая борьба между царями Клеоменом и Демаратом.
Таким образом, греческие государства ослаблялись непрерывной внутренней борьбой и Дарию казалось, что покорение Греции не будет представлять большой трудности для персов, располагавших огромной, хорошо вооруженной армией и лучшим для своего времени флотом.
В 492 г. персидская армия и флот, во главе которых стоял Мардоний, племянник и зять Дария, выступили в поход против Балканской Греции.

 Ход войны.

Переправившись через Геллеспонт, армия Мардония двинулась по фракийскому побережью на запад. Рядом, вдоль побережья, шел флот. Но около Афонского мыса на Халкидском п-ове персидский флот был разбит сильной бурей, во время которой погибло около 20 тыс. человек и было уничтожено 300 кораблей. Кроме того, ночью на персидский лагерь напало фракийское племя бригов, которое перебило много персов и ранило самого Мардония. После этого пришлось отнести сухопутную армию и флот обратно в Малую Азию и заново начать подготовку к походу против Греции.
Персы начали готовиться к новому походу; официально было объявлено, что целью войны является наказание афинян и эретрийцев за их помощь малоазийским грекам в борьбе с персами. Но истинная цель была другая. Дарий рассчитывал на то, что захват Аттики во главе с её столицей Афинами приведет к покорению всей Греции.
Дарий в 492 г. отстранил от командования Мардония, обвинив его в неудачах первого похода против Греции. Сухопутную армию возглавил Артаферн, сын лидийского сатрапа с тем же именем и племянник Дария, а командующим флотом был назначен мидиец Датис. По Геродоту, флот насчитывал 600 кораблей, но большая часть их была транспортными судами для переброски пехоты и конницы. Поскольку на кораблях трудно было доставить слишком много конницы, персидская армия вряд ли насчитывала более 15 тыс. человек. Тем не менее, оба полководца получили приказ захватить в плен и доставить к Дарию афинян и эретрийцев.
Учтя опыт прошлых неудач, персидские полководцы решили переправить войско на кораблях через Эгейское море, не подвергая флот новым опасностям у неспокойного мыса Афон, а также набегам фракийцев, которых трудно было держать под эффективным контролем. В 490 г. вся армия была погружена на корабли, включая конницу, и флотилия отправилась от побережья Малой Азии через о-ва Эгеиды к Эвбее. На о-ве Делос, где находился особо почитаемый храм Аполлона, жителям была дана гарантия неприкосновенности; персы всячески подчеркивали, что чтут греческие святыни. Зато чрезвычайно сурово была наказана Эретрия на о-ве Эвбея. Взяв город после шестидневной осады, персы разграбили его, сожгли святилища, а население обратили в рабство.
Таким образом, одна из целей похода была достигнута, и следующей жертвой персов должны были стать афиняне. Однако 14 августа 490 г. на равнине Марафон, в 40 км от Афин, греческая армия под руководством Мильтиада наголову разбила персидское войско и вынудила тех вернуться в Малую Азию.
Афиняне очень гордились своей победой при Марафоне, ведь эта победа была первым успехом греков в борьбе с персидской армией, которая до того времени считалась непобедимой. Однако победа при Марафюне имела скорее моральное, чем военное, значение, лишь небольшая часть персидского войска понесла поражение, и Дарий справедливо считал, что проиграл сражение, но не войну. Правда немедленный реванш для Персии был невозможен, поскольку возникли политические осложнения в Египте и Вавилоне, к которым прибавились и интриги, связанные с престолонаследием, т.к. в 486 г. умер Дарий.
Греки получили 10-летнюю отсрочку. Далеко не все, однако, понимали, что это только отсрочка. Вновь обострилась внутриполитичеекая борьба. Герой Марафона Мильтиад едва не поплатился жизнью за неудачную попытку подчинить о-в Парос, но все же были учтены его заслуги, и политические противники добились лишь присуждение Мальтиада к уплате огромного штрафа в 50 талантов. Мильтиад вскоре умер, а штраф был выплачен его сыном Кимоном.
В это время в Афинах наиболее активную политическую роль играл Фемистокл. Когда в 483 г. в районе Лаврия на юге Аттики, где велись разработки серебросвинцовой руды, была открыта новая, чрезвычайно богатая жила, Фемистоклу удалось провести через народное собрание декрет об использовании средств, полученных от её разработки, для строительства флота. Были привлечены также и частные средства - снаряжение кораблей было возложено на группу богатых граждан (эта повинность называлась триархией).
В результате предусмотрительности и энергичных действий Фемистокла Афины к 480 г. до н.э. превратились в самое сильное в Греции морское государство, имея в наличии не менее 180 триер.
К концу 80-х годов ситуация в Персии стабилизировалась и царь Ксеркс, пришедший к власти после смерти Дария, стал энергично готовиться к новому походу против Греции. В течение нескольких лет  велись работы по сооружению канала через перешеек на Халкидике, чтобы избежать обхода Афонского мыса, где погиб флот Мардония. На строительство согнали многочисленных работников из Азии и с прилегающего побережья. Вдоль берегов Фракии были созданы продовольстве.нные склады, через Геллеспонт переброшены понтонные мосты.
Велась и дипломатическая подготовка к походу: послы и агенты Ксеркса направились в различные государства Балканской Греции и даже в Карфаген, который, должен был военными действиями отвлечь греков Сицилии от участия в войне с Персией. К подготовке похода Ксеркс привлек находившихся при его дворе видных греческих беглецов. Аргос и Фессалия изъявили покорность Персии. Во многих греческих городах, не исключая и Афины, имелись сильные проперсидские группировки. Дельфийский оракул предсказывал грекам неминуемое поражение.
Однако ряд греческих государств готовился к борьбе. Теперь, когда на карту было поставлено само существование независимой Греции, не только Афины, но и Спарта активно в неё включилась. Осенью 481 г. по приглашению Спарты на Коринфском перешейке состоялся конгресс 30 греческих государств, которые решились оказать сопротивление персам или же еще колебались в выборе между войною и капитуляцией. По решению конгресса все войны между греческими государствами запрещались. Кроме того, конгресс постановил, что те греческие города, которые добровольно примкнут к персам, не будучи вынужденными к этому в силу крайних обстоятельств, будут наказаны и из их имущества будет отдана десятина богам. Был сформирован союзный военный совет, разрабатывающий планы военных действий. Несмотря на морское превосходство Афин, - верховное командование сухопутными силами и флотом было вручено Спарте.
Многие греческие государства ответили отказом на приглашение послать своих представителей на конгресс и не собирались воевать против персов. Эллины не были объединены для войны, и призыв Спарты и Афин, направленный к созданию общего фронта, имел лишь незначительный успех. Новообъявленный патриотический лозунг о том, что все эллины имеют общий язык и религию, родственны друг другу и поэтому должны совместно выступить против врага, не был понятен большинству населения и не пользовался популярностью. Еще не существовало общественного сознания, что греки - единый народ, и сторонников персов лишь немногие считали предателями и изменниками. Греки смотрели на себя как на граждан отдельных государств - никто в те времена еще не учил греческих детей любви к Элладе.
Армия персов насчитывала почти 100 тыс. человек и, по представлениям того времени, казалась грекам огромной. Когда весной 480 г. персы начали переправляться через Геллеспонт, по Геродоту, переход войска продолжался 7 суток без отдыха, и в реках не хватало воды для людей и животных. Переправившись, огромная армия персов направилась на юг, на греков.
Греки решили встретить персов на границе Северной и Средней Греции, у Фермопил. Горы в этом месте близко подходили к морскому берегу, и узкий проход было легко защитить. Расчет строился на том, что из-за невозможности развернуть свои силы персы надолго здесь застрянут. А эта задержка могла бы, из-за трудности снабжения, вынудить врага отступить.
Поскольку позиция у Фермопил была оборонительной, сюда решили направить небольшую часть объединенной греческой армии - всегопримерно 7000 человек, в том числа 300 спартанцев во главе с царем Леонидом. Однако персы сумели по горным тропам обойти ущелье и ударить в тыл защитникам Фермопил. Несмотря на мужественное сопротивление спартанцев, путь на юг был открыт.
Через несколько дней после Фермопильской битвы персидская армия вступила на территорию Аттики. Здесь, в Саламинском проливе 28 сентября 480 года состоялось знаменитое морское сражение, в корне изменившее весь ход войны. Показав свое превосходство в военной тактике над персидским командованием, греки уничтожили большую часть персидского флота и отныне стали господствовать на море. Это имело серьезнейшие последствия: поскольку персы не могли снабжать по морю большое войско, значительная часть армии Ксеркса должна была вернуться в Азию.
Оставшаяся же в Греции часть персидской армии под командованием Мардония почти полностью была разбита в 479 г. в битве у г. Платеи, на границе Аттики и Беотии. Персы вынуждены были освободить все земли материковой Греции и вернуться в Малую Азию.
В том же 479 г., почти одновременно с битвой у Платеи, состоялось морское сражение у мыса Микале близ Милета. В этом сражении персидский флот потерпел сокрушительное поражение и Эгейское море стало полностью свободным для действий греческого флота.
Разгром персов при Платеях и Микале, помимо чисто военного аспекта, имел еще и значительные моральные последствия. Персы окончательно лишились ореола непобедимости, что придало смелости их противникам.
Изгнание персов с территории Греции не означало конца войны. Она продолжалась, но уже в ином общеполитическом контексте, главным лозунгом которого стало «отмщение варварам». Греки сами перешли в наступление.
Дальнейшая история греко-персидских войн определялась тремя основными событиями:

  1. отходом спартанцев от военных действий, не заинтересованных в продолжении войны за пределами материковой Греции, имея в тылу  неспокойных илотов;
  2. созданием Делосского морского союза (симмахии) и перехода руководства к Афинам. Делосский морской союз образовался в 478 г. В него вошли приморские и островные греческие государства, которые должны были выставлять в союзный флот корабли, оснащенные и экипированные, или платить денежные взносы – фóрос. Очень быстро обнаружилась гегемония Афин в союзе, тенденция превращения союзников в подданных, а Делосского союза – в Афинскую морскую державу;
  3. растущим противоречием между Афинами и Спартой, вызванным стремлением каждого государства установить свою гегемонию в Греции. Противоречиями между ведущими греческими полисами умело воспользовались персы, которые сумели оправиться от чувствительных поражений и не раз успешно проводили наступательные операции.

В 449 г. был заключен мир, который носит название "Каллиев мир" по имени афинского дипломата Каллия, возглавившего греческую делегацию при заключении мира с персами. С обеих сторон были сделаны уступки и найдено следующее компромиссное решение.
Малоазийские греческие города номинально оставались под верховной властью персидского царя, но право сбора подати с них было уступлено Афинам, и размер налога должен был остаться таким же, каким он был раньше при персах.
Персидское войско не должно было подходить к побережью Эгейского моря на расстояние дневного пробега коня. Кроме того, персидские военные суда не должны были появляться на территории от входа в Боспор на Черном море до восточной части Средиземного моря. Таким образом, берега Эгейского моря и Пропонтиды фактически перешли к афинянам. В целом, Каллиев мир устанавливал своего рода распределение сфер влияния.
Наступил мир, позволивший восстановить большие людские и экономические потери; мир, предоставивший возможности для беспрепятственной торговли и хозяйственного развития.

Итоги и значение войн.

Греко-персидские войны явились переломным моментом в истории Греции. Множество мелких греческих городов, нередко враждовавших между собой, смогли сплотиться перед лицом опасности и не только выдержали натиск могущественнейшей Персидской державы, но сумели, отстояв свою независимость, перейти в контрнаступление и положить предел персидской агрессии на запад. Борьба с Персией выявила положительные результаты социальных и политических преобразований, происшедших в греческих полисах в течение VI в. до н.э. Впервые в этой борьбе прозвучали идеи общеэллинской солидарности, единства, основанного вне зависимости от государственных границ на общности образа жизни, культуры, религии, а также языка. Правда, позже обнаружилась непрочность этого единства, но сама идея начала жить.
В то же время, нельзя переоценивать единство греков. В решающих сражениях силы сторон были приблизительно равны, греки имели в своем распоряжении лучшее вооружение, чем персы, и превосходили последних в военном искусстве и технике. Кроме того, греки сражались в собственной стране в отличие от персов, которые сталкивались с большими трудностями при снабжении своей армии. Вопреки распространенному мнению, греки отнюдь не были единодушны в борьбе с персами, и многие области Эллады переходили на сторону чужеземцев. Но это, естественно, не умаляет значения великого подвига тех греков (прежде всего афинян и спартанцев), которые не дрогнули перед мощью и ресурсами огромной державы, ценой многих тысяч жизней в решительной борьбе одержали победу и тем самым сумели сохранить свою свободу и государственное устройство, которым современная цивилизация столь многим обязана.
Известный историк Арнольд Тойнби полагает, что для греков было бы лучше, если бы они без сопротивлений приняли власть персидского царя. Это, по мнению Тойнби, избавило бы Грецию от междоусобных войн и бед в течение 450 лет между царствованием Дария 1 и правлением Августа. С другой стороны, во многих трудах по древней истории утверждается, что греки в войнах с персами боролись за сохранение своей культуры и защищали свою религию. Однако вряд ли можно согласиться как с Тойнби, так и с теми, кто думает, что персы угрожали существованию эллинской культуры. С.Я.Лурье, Г.Бенгтсон и многие другие крупные специалисты по греческой истории справедливо считают греко-персидские войны одной из самых ярких страниц истории человечества. Однако персы отнюдь не стремились уничтожить греков, их культуру и храмы, а только желали подчинить себе Грецию. В этом намерении прямой и надежной опорой персов были крупные греческие святилища, и прежде всего Дельфийский храм. Э.Мейер отмечает, что духовная культура, наука и философия греков могли дальше развиваться и при персидском господстве, ибо такие ученые, как Анаксимандр, Гекатей и Гераклит, беспрепятственно занимались наукой, будучи подданными персидского царя. И в международной торговле, столь важной для многих греческих государств, при персах и под их покровительством эллинские купцы успешно конкурировали бы с финикийцами.
Опасность для греком была в другом. Персы прекрасно понимали и учитывали, что крупные святилища Греции были влиятельными советниками народа и целых государств и даже стремились стать политическими вождями всей страны. Именно поэтому персы оказывали греческому жречеству всяческую поддержку, посвящали в храмы ценные дары, а жрецы, в свою очередь, призывали греков к отказу от сопротивления завоевателям. Персы, за исключением отдельных случаев, отнюдь не разрушали греческие святилища, а, напротив, готовы были вместе с эллинами поклоняться богам последних. Если бы персам удалось покорить Грецию, это привело бы к господству греческого жречества в стране, как это произошло при прямой поддержке персидской администрации в ахеменидских сатрапиях Египте и Иудее. В таком случае теологическая система мышления превратилась бы в оковы для духовной свободы и развития греческого полиса, этой правовой государственной системы, непримиримой к восточному деспотизму персидского царя, и греческая культура при господстве жрецов приобрела бы религиозную окраску. Поэтому можно уверенно полагать, что победы греков дали возможность беспрепятственного развития светской культуры, которая, будучи свободна от господства теологической системы, достигла блестящего расцвета.

Категория: Развернутые лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 4125 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz