История древнего мира
Среда
24.05.2017
14:48
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Развернутые лекции [16]
Мини-лекции [13]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Лекции по истории древней Греции » Развернутые лекции

Социально-классовая структура греческого общества
18.03.2011, 13:55
Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V—IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V—IV вв. до н. э. непрерывно возрастал. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и рабовладельческие поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе. Государственные или храмовые хозяйства не получили в Греции такого развития, как в древневосточных обществах. Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию особой системы классовых отношений, которая может быть определена как развитое рабовладельческое общество, или классическое рабство.

Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и класс рабовладельцев.

 Характеристика класса рабов. Классическое рабство.

 Для греческих полисов V—IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во все сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов, и класс рабов превращается в основной по численности класс древнегреческого общества. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны)  в Афинах общее количество рабов достигало высокой цифры — до одной трети (т. е. около 33—35%) всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было очень мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения было намного больше, чем их арифметическая численность.
Это благодаря их труду процветали поместья, эргастерии, работали шахты и рудники, велось активное строительство, обслуживались торговые операции. Широкое применение труд рабов находил в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, в Афинах, но в большей части торгово-ремесленных полисов труд рабов применялся в основном в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве, домашнем хозяйстве.
Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, из иноземцев. которых греки стали называть варварами. Среди них были фракийцы и скифы, карийцы и пафлагонцы, лидийцы и сицилийцы. Можно выделить три основных региона, откуда пополнялись рабские рынки Эллады — это Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V—IV в. до н. э. увеличилось число рабов-греков, проданных в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев.
Основными источниками пополнения рабов в Греции V—IV вв. до н. э. были продажа военнопленных и части жителей, захваченных во время военных действий. Так, во времена греко-персидских войн предположительно до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. Важным источником пополнения рабского рынка была продажа правящей аристократией фракийцев и скифов своих соплеменников в рабство греческим работорговцам. В условиях разлагавшихся родовых отношений и формирования раннеклассового общества возросла роль войн, результаты которых использовались племенной верхушкой. Она устанавливала свою власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляла в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши.
Одним из источников пополнения рабского контингента было самовоспроизводство рабов. Рожденные рабынями дети рассматривались в качестве приплода, принадлежавшего хозяину рабыни. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых воспитывали новорожденных рабов и потом с большой выгодой продавали.
Пополняли рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.
Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе.
В IV в. до н.э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на два обола можно было прокормить семью в 3—4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами, — показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, рациональной организации рабовладельческого производства, некоторого роста производительности труда невольников.
Повышение степени эксплуатации рабов в производстве, ухудшение их социального положения, низведение раба до уровня получеловека — все это вело к формированию и обострению основного классового противоречия, антагонизма между рабами и рабовладельцами. Этот антагонизм отчетливо воспринимался общественным мнением. Раб является потенциальным врагом господина — таково  было общественное мнение. 
Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, счетчики, глашатаи. Имея некоторые собственные, отличные от других интересы, разобщенные друг от друга, находящиеся под строгим присмотром своих господ, греческие рабы не имели материальных возможностей к объединению даже в пределах небольших полисов и потому напряженный классовый антагонизм не мог реализоваться в более зрелые формы протеста типа вооруженных восстаний.
Таким образом, для классического, античного рабства характерны следующие черты:

  • производство направлено на создание прибавочной стоимости;
  • применение труда рабов в решающих отраслях производства;
  • возрастание численности рабов и преимущественная эксплуатация чужеземных рабов;
  • ухудшение общественного и юридического положения рабов.
 Класс рабовладельцев.

Если в древневосточных обществах основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии (придворная знать, бюрократический аппарат, могущественное и многочисленное жречество, военная верхушка), то структура класса греческих рабовладельцев была иной. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Класс греческих рабовладельцев состоял из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, обрабатываемых рабами, торговых кораблей, денежных сумм или рабских контингентов, которые можно отдать аренду другим лицам и получать таким образом прибыль от их труда.
Древнегреческие полисы в V—IV вв. до н. э. были небольшими по территории, располагали скромными природными ресурсами и невысоким экономическим потенциалом. Структура полисного коллектива, довольно высокий удельный вес средних прослоек населения, проведение мероприятий по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению. Состояния рабовладельцев были относительно скромными, слоя сказочно богатых магнатов, располагавших огромными средствами, не сложилось. Значительным считалось состояние в 2—3 таланта (в одном таланте 6 тыс. драхм), имущество в 10—15 талантов рассматривалось как очень крупное. Богатство афинского аристократа Никия в 100 талантов (600 тыс. драхм) считалось уникальным.
Класс греческих рабовладельцев не был однородным, он делился на несколько фракций. К одной из фракций принадлежали представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от эксплуатации земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляя оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Численно небольшая прослойка старинной аристократии, однако, имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие значительными средствами и зависимыми от них людьми, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.
Другой фракцией греческих рабовладельцев, особенно сильной в экономически развитых полисах, была прослойка, основные интересы которой были связаны с процветанием торговли и ремесел, товарного производства и денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть господствующего класса, заинтересованная в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. В состав этой фракции входили собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, интенсивно возделываемых рабовладельческих поместий. Эта прослойка в свою очередь подразделялась на лиц, обладавших правами гражданства и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, участвовать в работе Народного собрания и избираться на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в господствующем классе.
Существование различных групп внутри господствующего класса греческих полисов, в частности старинной земельной аристократии, торгово-ремесленной верхушки гражданства и богатой части метеков со своими интересами и даже политическими программами, создавало основу для открытых столкновений между ними, что осложняло социальную обстановку в греческих полисах V—IV вв. до н. э.
Одной  из особенностей  социальной политики в греческих полисах, направленной на смягчение внутренней напряженности, было распределение так называемых литургий среди богатых граждан. Существовали такие виды литургий: хорегия — создание, репетиция, содержание хора и проведение представления во время одного из общественных празднеств; гимнасиархия — организация гимнастических и Других спортивных состязаний, включавшая оплату участников, их учителей, обеспечение тренировок, украшение ' мест состязаний; триерархия — оборудование военного судна триеры (государство предоставляло деревянный остов корабля, а триерарх должен был на свой счет провести его доработку, постановку снастей, парусов, обучение и набор экипажа). Литургии считались тяжелым бременем, возлагаемым государством на богатых граждан. Введение литургий было своего рода частичным перераспределением доходов, полученных от эксплуатации рабского труда отдельными рабовладельцами и направляемых в пользу государства как выразителя интересов всего гражданства.

Класс мелких свободных производителей.

Греческое рабовладельческое общество состояло не только из рабов и рабовладельцев. Наряду с ними жили и трудились  мелкие свободные производители — земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, бедный городской люд. По своей численности этот класс не только не уступал, но несколько превосходил общую численность класса рабов, т. е. был одним из самых многолюдных классов греческого общества
Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда. Известны отдельные случаи использования мелкими ремесленниками или земледельцами рабского труда в качестве дополнительной рабочей силы: основной рабочей силой был труд самого земледельца или ремесленника и членов его семьи. Состав класса свободных мелких производителей был довольно пестрым; можно выделить его три основные группы:
1 ) мелких землевладельцев;
2) ремесленников и торговцев, имевших гражданские права;
3) ремесленников и торговцев-метеков.
Мелких   землевладельцев обычно называют крестьянами. Этот термин применяют и к земледельцам греческих полисов. Однако следует отметить ряд особенностей античного крестьянства, отличающих его как от древневосточных общинников, так и от крестьянства феодального общества. Земледелец античности был лично свободным, т. е. не зависимым ни от какого другого лица или государства собственником земельного участка (в большинстве случаев от 3 до ~5 га), обеспечивавшего его прожиточный минимум. Земледелец, как правило, не платил налогов с земли. Для приобретения орудий труда, одежды и других ремесленных изделий крестьянин вывозил на рынок и продавал сельскохозяйственные продукты, т. е. выступал отчасти как товаропроизводитель. Он был связан с рынком, знал цены, торговцев, он обладал известным хозяйственным кругозором. Однако связи его с рынком были спорадическими, на продажу шли излишки, небольшая часть его урожая, основная продукция с его участка (зерно, вино, масло, овощи) производилась и потреблялась в его хозяйстве.
По греческим законам, собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками Народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении. Участие в народных собраниях, на которых обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни полиса, развивало личность античного крестьянина, формировало чувство собственного достоинства и социальной значимости. В ряде демократических полисов часть крестьянства была грамотной, посещала театральные представления.
Полисное крестьянство в целом выступало с демократической программой развития своего родного города, но с достаточно умеренных позиций, подозрительно относилось к радикально-демократическим концепциям, что и использовали в своих интересах консервативные круги греческого общества.
В состав класса свободных мелких производителей, кроме крестьянства, входили также городские жители, живущие трудом своих собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане-ремесленники и торговцы принимали активное участие в политической жизни города, в деятельности Народных собраний, его многочисленных органов. Их имущественное положение, особенно с распространением рабовладельческих мастерских, было весьма неустойчивым, и государство принимало меры для обеспечения определенного прожиточного минимума этой прослойки своих граждан. Наиболее продуманную социальную политику по отношению к ним проводили в Афинах. Прежде всего предусматривалось выведение таких потерявших связь с землей и живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту предоставляли земельный участок, и он превращался, таким образом, в нового земледельца. В V в. до н.э. афиняне вывели в колонии разного типа около 10 тыс. своих безземельных или малоземельных граждан.
Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой, за которую они могли получать плату и содержать свои семьи. При все возраставшей конкуренции рабского труда, внедрявшегося в ремесла, строительство и горное дело, такая политика государства была необходимой и социально направленной. Государство следило за тем, чтобы цены на хлеб, основной продукт питания, были более стабильными; на торговцев, искусственно взвинчивающих цены, накладывались большие штрафы.
Положение другой группы мелких производителей, ремесленников и торговцев-метеков было более тяжелым, чем ремесленников-граждан. Они были исключены из политической жизни полиса, не имели права на вывод в колонии, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с человека (в Афинах он назывался метойкион и достигал 12 драхм в год). У метеков было очень мало перспектив приобрести гражданские права и сравняться хотя бы юридически с ремесленниками-гражданами, бок о бок с которыми они работали в мастерских, корабельных доках, грузили корабли, торговали на рынках. Большая часть свободных жителей, не имевших гражданских прав, принадлежала именно к этой категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной группе. Тем не менее в экономически процветающих городах даже эти категории населения находили работу, располагали известным прожиточным минимумом. По приблизительным подсчетам современных историков, в Афинах общее число метеков было достаточно внушительным и достигало 15—20% от общего состава населения.

Прослойка деклассированных элементов.

 Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на социальное положение свободных ремесленников, с трудом сводивших концы с концами, получавших свое пропитание тяжелым физическим трудом. Физический труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н. э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. Конкуренция рабовладельческих мастерских, с одной стороны,  низкий престиж физического труда в IV вв. до н.э., —  с другой, приводили к тому, что разорявшиеся граждане, особенно из среды земледельцев, предпочитали не обращаться к труду ремесленника, строителя или поденщика, а перебиваться случайными заработками неопределенного характера.
Появляется новый социальный слой, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвовавшего в деятельности Народных собраний, обсуждении государственных дел. Полисные власти предпринимали меры. направленные на содержание этой массы деклассированных граждан, утративших интерес к труду, паразитической и беспокойной. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за посещение заседаний Народного собрания, не говоря уже о выполнении тех или иных государственных должностей. Эта малозанятая в труде паразитическая масса, слонявшаяся на улицах городов, перебивавшаяся случайными подачками, а то и просто попрошайничеством, любила театральные представления, различные общественные празднества и увеселения. Некоторые афинские государственные деятели середины IV в. до н. э. наживали политический капитал тем, что пускали деньги, предназначенные для обороны, на организацию театральных представлений и общественно-религиозных празднеств, и это в условиях прямой военной угрозы со стороны усиливавшейся Македонии. Напротив, даже самый талантливый политик мог потерять всякое влияние в среде этой паразитической массы, если он не мог обеспечить ее развлечение, стоившее больших денег государству и зачастую необходимых для других неотложных дел.
Классовая и социальная структура греческого рабовладельческого общества V— IV вв. до н. э. была довольно сложной и расчлененной: антагонизмы и противоречия между основными классами осложнялись острыми столкновениями и внутри каждого класса, как рабовладельцев, так и свободных мелких производителей. Общественные взаимоотношения в греческих полисах представляли собой запутанный клубок противоречий разного порядка, причем в разные исторические периоды в зависимости от конкретных условий, на первый план выходила то одна, то другая группа противоречий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельной аристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальными кругами внутри демократической группировки и др.
Однако этот комплекс различных социальных столкновений создавался и проявлялся в том или ином политическом или социальном конфликте на основе главного антагонизма эпохи: напряженности между классом умело и жестоко эксплуатируемых рабов и классом рабовладельцев в целом.

Категория: Развернутые лекции | Добавил: SergALaz
Просмотров: 2475 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz