Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Колумелла. О сельском хозяйстве.
Кн. 1. Гл. 7. (1) Когда все это устроено или получено, то от хозяина
требуется прежде всего забота обо всем, а главное о людях. Это
будут или колоны, или рабы, ходящие свободно или закованные. С
колонами хозяин пусть ведет себя ласково и сговорчиво и будет
требовательнее к работе, чем к взносам: это и не так досадно и в общем
более полезно. Там, где землю прилежно обрабатывают, она обычно дает
доход и никогда не приносит убытка, если только не случится страшной
бури или разбойничьего нападения. (2) Поэтому колон не осмелится и
просить скидки. Но и хозяин не должен цепко держаться за свое право во
всем, чем он обязал колона: не требовать, например, строго соблюдения
дней выплаты, привоза дров и прочих незначительных добавок, забота о
которых доставляет селянину больше докуки, чем расходов. Не надо
притязать на все, на что можно: недаром же в старину считалось, что
«совершенная справедливость есть совершенная пытка». Нельзя во всем и
спускать: ростовщик Альфий совершенно справедливо говорил, что «самые
лучшие должники становятся плохими без напоминания». (3) На моей памяти
старый консуляр и богатейший человек, Волюзий,— я сам слышал его —
утверждал, что самое счастливое имение то, где колонами являются его
уроженцы, родившиеся словно в отцовском владении, уже с колыбели
привязанные к месту, издавна привычному. Я совершенно убежден, что часто
повторяющаяся сдача в аренду — зло и что еще хуже сдавать имение
горожанину, который предпочитает обрабатывать землю не своими руками, а
руками рабов. (4) Сазерна говорил, что такой человек платит не деньгами,
а тяжбой. Поэтому следует постараться чтобы колонами у нас были
крестьяне, прочно у нас осевшие, раз нам самим нельзя или невыгодно
обрабатывать землю собственными силами, а это случается только в тех
местах, которые запустели от плохого климата и бесплодной почвы. (5)
Если же климат не очень нездоров, а земля не очень плоха, то собственный
уход за землей всегда принесет больше, чем уход колона. Выгоднее даже
поручить имение вилику, если только это не совсем нерадивый
расхититель-раб. Оба порока, однако, и существуют, и усиливаются
несомненно по вине самого хозяина: можно ведь остеречься и не поручать
дела такому человеку, а если уж он поставлен, то постараться его
устранить. (6) В отдаленных же имениях, куда хозяину приезжать трудно,
всякое хозяйство пойдет сноснее в руках свободных колонов, чем у рабов,
особенно же хозяйство зерновое, которое колон не может разорить, как
виноградные сады и виноградники, и которому приходится особенно плохо от
рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот,
пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле
посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а,
снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей
небрежностью и воровством. (7) Они и сами расхищают его, и не оберегают
от других воров, и не ведут честного счета ссыпанному. Так и выходит,
что ославливают чаще имение, а виноваты надзиратель и рабы. Поэтому
такие поместья, куда, как я сказал, хозяин приезжать не будет, следует,
по-моему, сдавать в аренду.
8. Дальше следует забота о том, к какой обязанности какого раба
приставить и каких на какие работы определить. Прежде всего советую не
назначать вилика из тех рабов, которые нравились своей внешностью, а
также из тех, которые служили городским прихотям. (2) Эта беспечная и
сонливая порода, привыкшая к безделью, Марсову полю, цирку, театрам, к
азартной игре, харчевням и публичным домам, только и мечтает, что об
этих пустяках, и если свои привычки такой раб перенесет в имение, то
хозяин потеряет не столько на самом рабе, сколько на всем хозяйстве.
Нужно выбирать человека, с детства закаленного на сельской работе и
испытанного на деле. Если его не окажется, надо ставить во главе такого
раба, который все время трудился, (3) уже вышел из ранней молодости, но
не достиг еще старости: молодость лишила бы его распоряжение
авторитетности, потому что люди пожилые сочли бы недостойным себя
слушаться мальчишку, а старику усиленная деятельность уже не под силу.
Пусть виликом будет человек среднего возраста и крепкого здоровья,
сведущий в сельских работах или по крайней мере весьма озабоченный тем,
чтобы поскорее их изучить. В нашем деле нельзя, чтоб один приказывал, а
другой учил, (4) а кроме того, не может по-настоящему требовать работы
человек, который сам учится у своего подчиненного, что и как делать.
Даже безграмотный человек, лишь бы у него была очень цепкая память,
может хорошо управлять хозяйством. Такой вилик, по словам Корнелия
Цельза, чаще принесет хозяину деньги, чем счетную книгу, потому что
подделать счета неграмотному трудно, а привлечь к этому делу другого,
кто таким образом узнает об обмане, страшно. (5) Каков бы ни был вилик,
ему нужно назначить в сожительницы женщину, которая сумела бы его и
обуздать, а кое в чем и помочь; ему же следует приказать, чтобы он не
устраивал пирушек с домашними, а тем более с посторонними. Иногда,
однако, по праздникам, почета ради, он удостоит приглашением за свой
стол раба, чье неизменное усердие и трудолюбие он заметил.
Жертвоприношения он приносит только по распоряжению хозяина. (6)
Гаруспиков и предсказательниц не принимает: те и другие, распространяя
пустые суеверия, толкают грубые души на расходы, а затем и на
преступления. Ни города, ни базаров он не знает; разве пойдет купить или
продать, что нужно. (7) «Вилик,— как сказал Катон,— не должен быть
гулякой»: он выходит за пределы имения только, чтобы познакомиться с
какой-нибудь техникой работ, но и то лишь по соседству, чтобы быть при
своей усадьбе. Он не потерпит, чтобы прокладывали тропинки и передвигали
межи в имении; он не принимает гостей, кроме близких родственников и
друзей господина. (8) Удерживая от всего такого, надо настаивать на
заботе об инвентаре и железных орудиях: пусть их у него будет вдвое
больше, чем требуется по числу рабов, починенных и в порядке сложенных,
чтобы ничего не просить у соседа: на это истратится больше рабочего
времени, чем денег на такие предметы. (9) Рабов он оденет, имея в виду
больше пользу, чем красоту; они должны быть тщательно защищены от ветра,
от холода и от дождя: от всего этого охранят кожухи с рукавами,
накидки, сшитые из лоскутьев, и плащи с капюшонами. При такой одежде в
самый ненастный день можно что-нибудь делать под открытым небом. (10)
Вилик должен быть не только мастером в сельской работе; он должен,
насколько это возможно для рабской души, обладать добродетелью, чтобы
управлять твердо,
но без жестокости, всегда награждать лучших, а к менее исправным быть
все же снисходительным; пусть его скорее боятся за строгость, чем
ненавидят за жестокость. Этого можно достичь, если он предпочтет
удерживать своих подчиненных от вины, а не допускать по собственной
небрежности проступки, которые придется наказывать. (11) Лучший способ
удержать самого отъявленного негодяя — это требовать от него выполнения
урока и вилику всегда находиться тут же. Тогда и надзиратели за
отдельными работами будут старательно выполнять свои обязанности, и
остальные, устав от работ, предадутся скорее сну и покою, чем
развлечениям. (12) Если бы можно было осуществить те старинные,
созданные добрыми нравами, но ныне заброшенные правила: вилик требует
услуг от товарища-раба только в хозяйском деле; ест только на глазах
рабов и только ту пищу, которая предложена и остальным. Тогда он
позаботится, чтобы и хлеб, и остальная пища были тщательно приготовлены.
Он позволит выйти за пределы имения только тому, кого пошлет сам, а
посылать людей он будет только в случае крайней необходимости. (13) Он
не пустится в торговые обороты и не вложит хозяйских денег в скот или
какие-нибудь товары: такая торговля отвлекает внимание вилика и не дает
ему возможности свести концы с концами в хозяйских счетах: когда от него
потребуют отчета в деньгах, он вместо денег покажет то, что купил.
Главное же, чего от вилика нужно добиться: пусть он не считает себя
знатоком там, где он ничего не знает, и пусть всегда старается узнать
то, что ему неизвестно. (14) Хорошо сделанная работа приносит много
выгоды, но сделанная худо — ущерба гораздо больше. Главнейшее правило
сельского хозяйства — всякое дело делать один раз: если приходится
исправлять неумелую или небрежную работу, то хозяйские средства гибнут и
нечего ждать в будущем такого изобилия, чтобы утраченное было
восполнено, а потерянное время наверстано. (15) По отношению к остальным
рабам следует держаться тех правил, в соблюдении которых я не
раскаиваюсь: с сельскими рабами, которые хорошо себя вели, я чаще, чем с
городскими, дружески заговариваю; понимая, что этой хозяйской
ласковостью облегчается их постоянный труд, я иногда даже шучу с ними и
больше позволяю им самим шутить. Я часто делаю вид, будто совещаюсь с
более опытными о каких-нибудь новых работах: таким образом я узнаю
способности каждого и степень его сообразительности. Я вижу, что они
охотнее берутся за то дело, о котором, как они думают, с ними совещались
и которое предпринято с их совета. (16) Следующие правила приняты всеми
осмотрительными людьми: я обхожу рабов, сидящих в эргасту-ле; смотрю,
хорошо ли они закованы, достаточно ли крепко и надежно место их
заключения; не заковал ли или не освободил кого-нибудь вилик без ведома
хозяина, так как здесь особенно строго должны соблюдаться два правила:
если хозяин наложил на кого-нибудь такое наказание, то вилик не смеет
снять колодок без хозяйского разрешения; если вилик по собственному
усмотрению заковал кого-нибудь, то, пока об этом не узнает хозяин, он не
смеет его расковать. (17) Хозяин должен быть особенно внимателен к
таким рабам и должен следить, не обижают ли их с одеждой и с прочими
выдачами: у них больше начальства — и вилики, и надзиратели за работой, и
смотрители за эргастулом,— поэтому и обидам могут они подвергаться
больше, а кроме того, эти люди страшнее, если их раздражить свирепостью
или жадностью. (18) Поэтому хороший хозяин расспросит и у них самих, и у
тех рабов, которые ходят без цепей и которым можно больше доверять,
получают ли они все, что им причитается по их положению; он сам
попробует, хороши ли у них хлеб и питье, осмотрит их одежду, ручные
колодки, обувь. Он часто предоставит им возможность жаловаться на тех,
кто их обижает жестокостью или возводит напраслину. Мы, случалось, и
освобождали по справедливым жалобам, и наказывали тех, кто мутит рабов,
кто клевещет на своих надсмотрщиков, но людей работающих и старательных,
наоборот, награждали. (19) Плодовитым женщинам, которых следует почтить
за определенное число ребят, мы даем отдых, а иногда, если они
воспитали много детей, то и свободу. Та, у которой было трое сыновей,
получала освобождение от работ, а та, у которой их больше,— и свободу.
Такая справедливость и заботливость хозяина много содействует
процветанию хозяйства. (20) Пусть хозяин не забывает, придя из города,
помолиться пенатам, а затем,— если будет рано, то немедленно же, а если
поздно, то на следующий день,— осмотреть все имение, посетить каждую
часть его и сообразить, какой ущерб порядку и охране имения нанесло его
отсутствие: не пропала ли какая лоза, какое дерево или какие хлеба.
Затем он пересчитает скот и рабов, хозяйственный инвентарь и утварь.
Если он будет в течение многих лет придерживаться такого обычая, то к
старости у него в имении порядок и дисциплина утвердятся прочно. Как бы
он ни одряхлел, рабы не посмеют им пренебрегать.
9. Следует сказать также, людей какого склада, телесного и душевного, к
какой работе определять. Старшими пастухами следует назначать людей
заботливых и очень честных. Оба эти качества в их деле нужнее, чем рост и
сила, потому что от них требуется усердная забота о стадах и знания.
(2) Пахарю необходима прирожденная сметливость, но одной ее
недостаточно: могучим голосом и складом пусть внушает он страх животным.
Силу свою он должен, однако, умерять добротой и быть не свирепым, а
только грозным; пусть волы его слушаются и живут долго, а не гибнут,
вконец замученные и работой, и побоями. В чем состоят обязанности
старших пастухов и пахарей, я еще скажу в своем месте; теперь достаточно
напомнить, что для пахарей важнее всего сила и высокий рост; для первых
качества эти не имеют значения. (3) Мы сделаем пахарем, как я сказал,
самого долговязого раба — и по той причине, которую я привел немного
выше, и потому, что на этой работе рослый человек устает всего меньше,
так как он опирается на ручку рала, почти не сгибаясь. Чернорабочий
может быть любого роста, лишь бы был вынослив в работе. (4) Виноградники
требуют людей не столько высоких, сколько коренастых и мускулистых: при
таком складе удобнее всего производить окопку, обрезку и вообще
ухаживать за лозой. В этой отрасли сельского хозяйства честность
требуется меньше, чем в остальных, потому что виноградарь должен
исполнять свою работу над назором и в толпе других рабов; у негодяев же
ум обычно бывает быстрее, а он как раз желателен по условиям
данной работы. Она требует не только силы, но и живой
сообразительности: поэтому виноградники обычно и возделывают закованные
рабы. (5) Честный человек, обладающий такой же сметливостью, сделает,
конечно, все гораздо лучше, чем пройдоха. Я вставил это замечание, чтобы
кто-либо не подумал, будто, по моему мнению, лучше обрабатывать землю
руками преступников, а не руками порядочных людей. Думаю я и следующее:
нельзя давать любую работу кому попало; нельзя, чтобы все занимались
всем. (6) Это совершенно невыгодно хозяину, потому ли, что никто никакое
дело не считает своим, потому ли, что старания одного идут на пользу не
ему одному, а всем и поэтому он от работы всячески уклоняется; кроме
того, в плохой работе, выполненной многими людьми, нельзя уличать
отдельных лиц. ^Потому пахарей следует обособить от виноградарей, а
виноградарей от пахарей, а их от чернорабочих. (7) Бригады рабов надо
делать не больше чем в десять человек; в старину их называли декуриями и
особенно одобряли, потому что за таким числом очень удобно следить на
работе; надсмотрщик не растеряется здесь, как растерялся бы, имея дело с
толпой. (8) Поэтому в большом имении такие отряды надо посылать на
разные участки и распределять работу так, чтобы ею занимались не по
одному или по два человека,— если люди так разбросаны, то за ними трудно
уследить,— но и не свыше десяти, потому что там, где работает целая
толпа, никто не считает эту работу своей. Такой же распорядок не только
возбуждает соревнование, но и уличает бездельников: когда в работе
состязаются, тогда наказание отстающим принимается без жалоб и как
справедливое.
Мы дали советы, касающиеся того, на что должен обратить особое
внимание будущий хозяин: здоровую местность, дороги, соседей, воду,
расположение усадьбы, величину имения, разных рабов и колонов,
распределение обязанностей и работ. Своевременно перейти от этого к
вопросу о возделывании земли, чем мы подробно и займемся в следующей
книге.
|
Категория: Источники по истории древнего Рима | Добавил: SergALaz (14.03.2011)
|
Просмотров: 4615 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 4.0/3 |
|
|
Поиск |
|
|
|